10 апреля
- 1911 год - С 10 по 27 апреля (по старому стилю) в Михайловском манеже в Петербурге Русским техническим обществом проводилась первая в России Международная воздухоплавательная выставка. За все время работы ее посетило более 200 ООО человек. Выставка имела огромный успех и привлекла внимание всех крупных производителей аэропланов - как русских, так и зарубежных. В докладной записке полковника С. А. Ульянина о выставке говорилось, что из всех представленных русских аэропланов "...заслуживает внимания аэроплан Гаккеля, приспособленный для спуска на воду...".;
- 1925 год - Поднялся в воздух переходный (тренировочный) разведчик Р-II (П-1) с двигателем "Майбах" мощностью 260 л.с., конструкторский отдел ГАЗ No.1. Р-II, спроектированный А.А. Крыловым, представлял собой двухместный двухстоечный деревянный биплан с использованием в конструкции металлических элементов. Он имел размах крыльев 11,9 м, площадь крыльев 35,5 м2, полётный вес 1683 кг. Самолёт был построен в начале 1925 г. Несмотря на удовлетворительные результаты испытаний, в серию Р-II не пошел. К этому моменту надобность в нем отпала, т.к. уже строились переходные тренировочные Р-1 с двигателем "Пума" (под обозначением Р-2);
- 1932 год - Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета СССР утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны», создаются городские части ПВО. В Положении указывалось, что местные части ПВО создаются для проведения работ по инженерно-химическому оборудованию пунктов ПВО, обеспечения средствами связи и ликвидации последствий нападений с воздуха;
- 1941 год - Вышел приказ по НКАП N309, по которому весь конструкторский коллектив А. А. Архангельского переводится на 32-й завод для обеспечения работ по проектированию и постройке МоВ-2. 1 апреля 1941 года А. И. Шахурин подписал приказ N291 "О проектировании и постройке самолета МоВ-2 с мотором АМ-38 конструкции Можаровского Г. М. и Веневидова И. В." ( самолет-штурмовик, одноместный, одномоторный, двухбалочной схемы с толкающим винтом, с двигателем М-38 (или близким к нему)). Проектирование возлагалось на завод N32,а постройка на завод N89. Поскольку ранее А. А. Архангельский участвовал в разработке эскизного проекта этого штурмовика, то 10 апреля и последовал вышеупомянутый приказ;
- 1942 год - Организован приборный завод N 118, ныне МНПК "Авионика". Деятельность предприятия охватывает разработку, изготовление, испытание в наземных и летных условиях, полунатурное и математическое моделирование в реальном масштабе времени, техническое обслуживание в эксплуатации авиационных изделий и изделий автоматики, а также разработку, производство и обслуживание наукоемких медицинских изделий;
- 1942 год - Создание завода N 339, сосредоточенного на выпуске самолетных радиолокационных средств, ныне АО "КОРПОРАЦИЯ "ФАЗОТРОН-НИИР";
- 1942 год - Закончена постройка истребителя Як-7-37, ОКБ Яковлева.Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7БМ-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением;
- 1943 год - Постановлением ГКО № 3144 разведчик-корректировщик Ил-2КР был запущен в серийное производство на заводе № 1, которому передавалась и программа выпуска этой модификации штурмовика завода № 30, ввиду того что последний получил задание на производство самолетов Ил-2, вооруженных 37-мм авиапушками ОКБ-16 конструкции А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова;
- 1945 - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 8061 « Об увеличении выпуска самолетов Як-9 с мотором ВК-105ПФ, вооруженных пушкой калибра 37 мм, и о выпуске самолетов Як-9 с мотором ВК-105ПФ, вооруженных пушкой калибра 45 мм;
- 1946 год - В НИИ ВВС начались Госиспытания истребителя Як-З с двигателем ВК-107А, винтом ВИШ-107ЛО и металлическим крылом. На испытания были представлены самолеты головной серии NN 01-01, 03-01 и 04-01, построенные саратовским заводом в марте 1946 года. На самолётах NN 03-01 и 04-01 были установлены две синхронные пушки Б-20С и одна мотор-пушка Б-20М с боезапасом по 100 снарядов, а на N 01-01 - две синхронные пушки с боезапасом по 120 снарядов; усилены спецфермы крепления оружия. Выявлено большое число дефектов, в связи с этим 20 мая 1946 года испытания были прекращены, и самолёты были отправлены в ЛИИ для доводки;
- 1947 год - Прошло первое включение в полете форсажной камеры, самолет "156" ОКБ им. С.А. Лавочкина, пилот С.Ф. Машковский. Несмотря на неплохие характеристики, самолет "156" все же остался в разряде опытных, а точнее, летающих лабораторий, проложив дорогу ТРДФ. Этим же самолетом завершилась линия развития прямокрылых истребителей с трофейными ТРД; на горизонте просматривались контуры околозвуковых самолетов с иными аэродинамическими компоновками крыльев;
- 1953 год - На "НПО "Наука" запущен в серию первый турбохолодильник для системы кондиционирования воздуха самолета;
- 1954 год - Закончились Контрольные Государственные испытания самолета "88/2" (Ту - 88) , а 18 сентября его принял ГК НИИ ВВС. Основную работу на этом этапе выполнил экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем А.К.Стариковым. Помимо проверки самого самолета, проводились Государственные летные испытания его компонентов, в частности, двигателя АМ-3, радиоприцелов "Рубидий ММ-2" и "Аргон", оптической прицельной станции ПС-48М. Испытания проводились практически через год после подъема "дублера" в воздух. Получив положительную оценку, Ту-16 был рекомендован для принятия на вооружение, что и было узаконено Постановлением Совмина СССР №1034-443 от 28 мая 1954 г;
- 1958 год - Решение Совмина СССР № 1144, в ОКБ Антонова подготовить проект и провести переоборудование Ан-10 в транспортно-санитарный вариант Ан-10ТС. Машина предназначалась для транспортировки различных воинских грузов общей массой до 14 т, габариты которых позволяли проводить их погрузку-выгрузку через дополнительную грузовую дверь (ширина - 1,3 м, высота - 1,5 м); перевозки 113 солдат или 60 парашютистов; транспортировки 73 раненых на носилках, 20 на сиденьях и 4 медработников. Входить и выходить из самолета можно было по перевозимому на борту трапу, который устанавливался к задним дверям. Сброс парашютистов осуществлялся в 2 потока: через грузовую дверь с правого борта и заднюю входную дверь с левого. Грузовую кабину оборудовали системой принудительного открытия парашютов и механизмами уборки их вытяжных фалов. В 1959 г. Ан-10ТС успешно прошел испытания в ГК НИИ ВВС, после чего на Воронежском авиазаводе в такой вариант переоборудовали еще 11 самолетов;
- 1969 год - Состоялся первый полет на прототипе МиГ-23УБ (23-51/1, бортовой номер 251) летчик-испытатель М.М. Комаров;
- 1986 год - Состоялся последний 213-й полёт второго опытного двухместного самолёта МиГ-29УБ, получившего номер 952 (бортовой №52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она выполнила 70 полетов). После чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 №916.
- 2001 год - Состоялся первый полет первого серийного Ту-214 RA-64502, построенного по заказу авиакомпании "Дальавиа" на КАПО им. С.П. Горбунова;
- 2003 год - На базе ММПП "Салют" и Уфимского МПО создана корпорация "Газотурбинные двигатели". Основные направления деятельности: Модернизация авиационного двигателя АЛ-31Ф для истребителей Су-27, Су-30 и их модификаций и разработкой элементов авиационного двигателя для истребителя пятого поколения;
11 апреля
- 1913 год - При тренировочном полете с Е. М. Шаховской - одной из первых русских летчиц - из-за ошибки ученицы произошла катастрофа. Шаховская отделалась легкими ранениями, В.М. Абрамович погиб. Машину типа Wright B построил русский авиатор Абрамович Всеволод Михайлович, работавший в то время шеф-пилотом фирмы Flugmaschine Wright. Самолёт получил название "Райт-Абрамович". Летом 1912 авиатор установил на нём рекорд высоты с пассажиром - 2100 м. Затем выполнил перелет из Берлина в Москву за 24 дня. А 11 сентября того же года Абрамович поставил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 минут 57 секунд;
- 1923 год - Возникла первая авиакомпания в Украине. Компания "Укрвоздухпуть" открыло регулярные линии Харьков - Одесса и Харьков - Киев на самолёте Dornier Comet;
- 1936 год - Главное Управление авиационной промышленности при Наркомтяжпроме (ГУАП НКТП) приняло решение о закупке в США лицензии: на производство самолётов DC-3. Кроме лицензии, приобретались ещё 18 машин. Первый DC-3-1588 был передан 30 ноября 1936. С мая по август 1938 последовала партия из 11 самолетов, а затем и остальные 6 DC-3, причем последний был доставлен в разобранном виде якобы для запчастей. Выпускался под названием Ли-2. А также на на производство самолётов Vultee (Валти) V-11 в вариантах штурмовика (V-11G) и легкого бомбардировщика (V-11GB) (у последнего добавлялся третий член экипажа - штурман-бомбардир). Кроме лицензии на постройку, было приобретено два самолёта в перегонке которых участвовал известный летчик С.А.Леваневский. Выпускался под названием БШ-1;
- 1947 год - Начались (по 2 июня) госиспытания самолета УТИ МиГ-9 No.01 (ТФ-1),было установлено, что УТИ МиГ-9 не мог быть использован для тренировки и вывозки летного состава строевых частей ВВС в связи с отсутствием нужного обзора передней полусферы из кабины инструктора в самых ответственных на данном самолете моментах полета - на взлете и при расчете на посадку. Кроме этого на машине был выявлен ряд других дефектов. Таким образом, первый экземпляр учебно-тренировочного истребителя был забракован. При постройке второго экземпляра самолета УТИ МиГ-9 (ТФ-2) замечания военных были учтены;
- 1952 год - Для проведения государственных лётных испытаний системы АРС-212 в НИИ ВВС передан серийный истребитель МиГ-15бис 134007 (заводское обозначение СД-21);
- 1968 год - Утверждён основной макет ближнемагистрального пассажирского самолёта Бе-30, ОКБ Бериева. Несмотря на то, что макет предусматривал два рабочих места в кабине экипажа, первые две опытные машины были построены в варианте с управлением для одного летчика. Параллельно с постройкой опытной машины в конце 1967 г. начались работы над усовершенствованным вариантом Бе-30. На нем планировалось установить новое, более совершенное оборудование и устранить все выявленные на первой машине замечания. На опытном производстве ОКБ было построено три прототипа Бе-30. Еще два планера собрали для статических испытаний, проведенных в 1967 г., и для испытаний в ЦАГИ.;
- 1973 год - Начался этап "Б" ГСИ на самолетах Як-36М No.02 и No.03, а к 30 сентября 1974 г. госиспытания шли уже на всех четырех прототипах. До февраля 1975 г. они выполнили 672 полета, а опытный учебно-тренировочный самолет - 135 Параллельно с испытанием прототипов шло серийное производство и освоение Як-36М;
- 1975 год - 11 апреля - День войск противовоздушной обороны. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1975 года за большие заслуги Войск ПВО страны в годы Великой Отечественной войны и за выполнение ими особо важных задач в мирное время.
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года День войск ПВО был перенесен на второе воскресенье апреля. Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что День ПВО является памятным днем в Вооруженных Силах Российской Федерации. Отмечается также ежегодно, во второе воскресенье апреля;
- 1983 год - В НИИ ВВС завершены (начало с 24 февраля) лётно-огневые испытания вертолёта Ми-14ПЛ «ударный», руководитель бригады - Р.А.Хафизов, ведущий летчик - В.Н.Баракин, ведущий штурман - В.Н.Парахин;
- 1986 год - Открыт обновлённый аэровокзал "Пулково-2". Справа и слева от старого здания пристроили два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться широкофюзеляжный Ил-86;
- 1991 год - Установлен рекорд скороподъемности на высоту 12 км установил А.Синицын на СВВП Як-141 - 116,15 м/с;
- 2004 год - В Ульяновске состоялся первый испытательный полет самолета Ан-124-100 «Руслан» (заводской номер 0803), построенного по заказу Группы компаний «Волга-Днепр» на заводе «Авиастар-СП»;
- 2016 год - Самолёт для перевозки VIP-персон, созданный на базе транспортного Ил-96-400Т, совершил первый полёт с аэродрома Воронежского самолетостроительного общества (ВАСО). Кроме превращения грузовой кабины в пассажирский салон, самолёт оснастили узлом специальной связи СБУС-96-400.
12 апреля
- 1911 год - В Петербурге состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный съезд. Среди его участников были: морской министр вице-адмирал И.Н. Григорович, лейтенант С.Ф. Дорожинский, член морского технического комитета генерал-майор Н.Г.Корсакевич, адмирал М.А.Рыкачев, капитан 2-го ранга А.А.Янович и ряд других морских офицеров;
- 1915 год - Летающая лодка М-5 Дмитрия Павловича Григоровича в Севастополе прошла боевые испытания. Её только-только выпустили весной и вот она совершила свой первый боевой вылет. В дальнейшем, вплоть до 1923-го, лодка строилась серийно. Всего выпустили около 300 машин.;
- 1928 год - Родился Валентин Иванович Близнюк — советский авиаконструктор, сотрудник ОКБ Туполева, руководитель работ по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Лауреат Государственной премии СССР;
- 1944 год - Вышло Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны № 5604 12 апреля. Постановление. О строительстве 15 полевых аэродромов со сборными металлическими взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и местами стоянок;
- 1950 год - Начались (по 3 мая) Госиспытания истребителя-перехватчика Ла-200, ОКБ Лавочкина;
- 1958 год - Начались заводские испытания трех серийных самолетов, доработанных в вариант перехватчика Як-27К (заводские No.0503, 0104 и 0204) с РЛС "Сокол-2К" и двигателями РД-9Ч Радиолокационную станцию, переименованную впоследствии в "Орел", разработали в ОКБ-33 МАП под руководством Г.М. Кунявского;
- 1958 год - Основано ОАО «Протон – Пермские моторы» . Сегодня пермские двигатели РД-275 используются в качестве энергетической установки первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-M». С его помощью на орбиту выведены все отечественные спутники телевещания, большинство спутников связи, навигации, предупреждения о запусках баллистических ракет, пилотируемые орбитальные станции «Салют» и «Мир»;
- 1961 год - Первый в мире космический полёт, совершенный Юрием Гагариным. В в 6:07 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток" (00103 / 1961 Мю 1). Космический корабль пилотировал советский космонавт Юрий Гагарин. Дублер: Герман Титов. Запасной космонавт: Григорий Нелюбов. Первый в мире полет человека в космическое пространство. КК типа "Восток-3А" сер.№ 3 выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 64,95 град.; период обращения - 89,34 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 181 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 327 км. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Полет Гагарина длился 108 минут. О том, что увидел первый космонавт, когда вышел на орбиту, свидетельствует полная стенограмма его переговоров с Землей. Когда «Восток-1» вышел на орбиту, Гагарин передал: «Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. Но звезд на небе не видно. Земная поверхность, земную поверхность видно в иллюминатор. Небо черное, и по краю Земли, по краю горизонта такой красивый голубой ореол, который темнее по удалению от Земли». Начиная со следующего 1962 г., 12 апреля стал отмечаться как "День космонавтики";
- 1964 год - В Златоусте над городским прудом совершил свой первый полёт «Малыш» — легчайший самолёт в мире (около 100 кг) конструкции Льва Александровича Комарова, построенный в 1963–1964 членами авиакружка Златоустовского Дворца пионеров. После постройки «Малыша», Олег Константинович Антонов взял Комарова работать в своё КБ;
- 1976 год - С Ан-12ПС, пилотируемого В.М. Гришиным, был выполнен первый сброс катера с экипажем на борту, по случаю, пришедшийся как раз на День Космонавтики. Экипажи катеров отбирались исключительно из добровольно изъявивших желание испытателей (правда, и материальное поощрение за работу повышенной сложности предусматривалось);
- 1978 год - Установлен женский мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 1000 км - 2333 км/ч, С.Е. Савицкая на МиГ-25ПУ;
- 1995год - Инженер-испытатель Владимир Гайевич Северин осуществил первое катапультирование из самолёта Су-29ЛЛ при помощи СКС-94 НПП «Звезда» для лёгких самолётов.
13 апреля
- 1916 год - В России образовано Управление военно-воздушного флота (УВВФ). В начале Первой мировой войны общее руководство воздушным флотом осуществлялось ГВТУ, где был воздухоплавательный отдел, возглавляемый В.А. Семковским. В 1916 г. на базе этого отдела было создано УВВФ во главе с Н.В. Пиевским. УВВФ оказывало научно-техническое содействие авиационным заводам, а также представляло военно-воздушный флот в правительстве и в Особом совете при верховном главнокомандующем. Консультантами при техническом комитете военного ведомства по вопросам авиации состояли Жуковский, Тимошенко, Лебедев, Бриллинг и др.;
- 1916 год - В Фили переведен Русско-Балтийский автомобильный завод (ныне ГКНПЦ имени М.В. Хруничева). В советское время завод стал авиационным, впоследствии переключившись на космическую тематику;
- 1934 год - Завершилась эпопея по спасению 104 челюскинцев, продолжавшаяся 59 дней. Экипаж парохода "Челюскин" и члены экспедиции во главе с профессором Отто Шмидтом были с помощью семи самолетов эвакуированы с льдины. Летчик Михаил Водопьянов вспоминал: "Утром 13 апреля мы вылетели сразу на трех самолетах - Молоков, Каманин и я. Это был последний рейс на льдину. В лагере осталось шесть человек и восемь собак. Каманин взял одного человека и собак, Молоков забрал двух человек и вещи, а я посадил троих...". 20 апреля семи летчикам присвоили звания Героев Советского Союза;
- 1939 год - В Николаеве начались испытания и приемка немецких корабельных катапульт К-12. При этом одну установили на специальной барже - плавучем стенде, вторую - на крейсере «Ворошилов», который достраивали у стенки судостроительного завода №198 имени А.Марти. Целью испытаний была как проверка эксплуатационных характеристик К-12, так и возможностей КОР-1 к катапультированию. Всего с 1 по 26 апреля с плавучего стенда было произведено 22 старта, из которых половина - с испытательной болванкой и половина - с КОР-1. Начиная с 13 апреля, ещё 11 запусков КОР-1 произвели с катапульты крейсера «Ворошилов». Испытания прошли успешно, причем несколько раз самолёт взлетал с подвешенными бомбами;
- 1948 год - Завершились контрольные испытания (начались 2 марта) головного серийного самолета Ту-2Р (Ту-6) №14/58 2АШ-82ФН с винтами АВ-5В-167А построеного заводом №23. В акте НИИ №83 за 1948 год по результатам испытаний было сказано, что головной Ту-6 №14/58 государственные испытания выдержал;
- 1956 год - Вышло Постановление Совета Министров СССР о снятии самолета Ил-40П с серийного производства и прекращении всех работ по нему «в связи с оснащением Советской Армии новыми видами оружия». На заводе №168 задел по серийным Ил-40П полностью уничтожили. Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 г. в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация, на смену ей идет истребительно-бомбардировочная авиация;
- 1956 - Издано постановление СССР о создании авиаотряда особого назначения в Гражданском Воздушном Флоте;
- 1957 год - Был произведён первый пилотируемый пуск истребителя МиГ-19 (СМ-30) с передвижной катапульты ПУ-30;
- 1962 год - Согласно постановлению Совета Министров СССР на вооружение принята система К-11-16 (Ту-16К-16) в составе самолета-носителя Ту-16КС, оборудованного аппаратурой радиолокационной разведки, целеуказания и управления пуском, с двумя самолетами-снарядами типа КСР-11 с пассивной головкой самонаведения и предназначавшийся для нанесения ударов по работающим наземным и корабельным РЛС. Первый Ту-16К-11 после переоборудования прибыл для заводских испытаний в ЖЛИ и ДБ 12 февраля 1960 года, второй - 1 апреля 1960 года. В мае 1960 года проводились комплексные заводские испытания системы К-11, которые были успешно завершены весной 1962 года;
- 1967 год - В Москве представителями 9-ти соцстран принята Программа сотрудничества по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях — программа «Интеркосмос»;
- 1972 год - Принят на вооружение истребитель МиГ-25П, первый отечественный серийный самолёт со скоростью полета 3000 км/час;
- 1990 год - Первый полёт истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ (Су-34). Опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер «42») поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Александрович Иванов.
14 апреля
- 1915 год - Первый полет самолета С-16 И.И.Сикорского, Г.И.Лавров;
- 1942 год - Первый полет серийного истребителя Ла-5 на Нижегородском авиазаводе. Ла-5 быстро завоевал признание. Летчикам нравились его высокие характеристики и мощное вооружение. С весны 1943 г, на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя - Ла-5Ф, имевший более мощный мотор М-82Ф и лучший обзор из кабины летчика;
- 1943 год - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 3182 " О дальнейшем строительстве авиационных заводов в г. Куйбышеве";
- 1944 год Выходит Постановлене Государственного Комитета Обороны № 5626 "О формировании одной бомбардировочной и двух штурмовых авиадивизий в составе РСВГК";
- 1944 год - Был заложен первый опытный экземпляр многоцелевой летающей лодки ЛЛ-143 (ОКБ Бериева), а несколько позже и второй. Сроки выпуска первой машины были поставлены очень жесткие, из-за чего общие статиспытания решили не проводить, ограничившись нагружением отдельных узлов;
- 1945 год - В НИИ ВВС начались (до 7 мая) испытания тяжёлого истребителя Me.410 Hornisse (в Акте по испытаниям указан индекс - Me-410 Б-2) с 50-мм пушкой ВК 5, захваченный на одном из аэродромов противника;
- 1948 год - Саратовский авиазавод начал производство УТС Як-11;
- 1953 год - Первый полет палубного вертолета Ка-15 с двигателем АИ-14В. Д.К.Ефремов;
- 1961 год - В Москву на Ил-18 был доставлен с места приземления космонавт Юрий Гагарин. На подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково.;
- 1961 год - Учреждено «Положение о почетном звании «Летчик-космонавт СССР»;
- 1981 год - Противолодочный вертолёт Ка-252 был принят на вооружение под обозначением Ка-27ПЛ, ОКБ Камова;
- 1984 год - В Североморске закончились (начались 3 февраля) испытания вертолёта-тральщика Ми-14БТ (ОКБ Миля) во время которой определялась возможность траления в сложных метеоусловиях при обмерзании буксировочных устройств (летчики-испытатели А.К.Смирнов и Е.Г.Мухин, бортоператор В.В.Бубукин);
- 1992 год - В Иркутстке летчики-испытатели Е.Г. Буланов и В.Б. Максименков подняли в воздух первый серийный образец многоцелевого истребителя Су-30;
- 2000 год - Лётчик-испытатель Г. Г. Калюжный облетал доработанный Бе-103 №3004, после чего возобновились тренировочные полеты и полеты по программе предварительных испытаний, как с суши, так и с воды. Перед облетом, 11 апреля, по решению Генерального конструктора, машину №3004 освятил священник, отец Виктор Левченко. С 24 апреля в испытаниях самолета стал участвовать ещё один летчик-испытатель ТАНТК - К.В. Бабич, позже к нему присоединились Н.Н. Охотников и В.Л. Фортушнов. В общей сложности, к началу мая 2000 года, по программе летных испытаний Бе-103 было выполнено около 200 полетов;
- 2001 год - Шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir) поднял в воздух первый модернизированный Су-25КМ "Скорпион" - модернизированная версия советского штурмовика Су-25. Самолет производится грузинской компанией TAM (Tbilisi Aerospace Manufacturing Company; Тбилавиамшени – Тбилисский авиазавод) совместно с израильской компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT).
15 апреля
- 1904 год - Зарождение РЭБ (радиоэлектронной борьбы). При обороне Порт-Артура впервые применены радиопомехи - подавлена радиосвязь корректировщиков артогня. День специалиста РЭБ в ВС РФ. Отмечается в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 3 мая 1999 г.;
- 1924 год - Решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота — в Управление ВВС, подчиненное РВС СССР;
- 1929 год - Начались заводские испытания двухместного истребителя Поликарпова Д-2 (ДИ-2), облетывал пилот Б. Л. Бухгольц;
- 1935 - Начались испытания самолета-звено в составе носителя ТБ-3 и истребителя И-Z . "ЗЕТ" пилотировал В.А.Степанчонок, самолет-носитель - П.М.Стефановский. Поначалу провели тренировки: Степанчонок подводил И-Z сзади под летящий на 140 км/ч ТБ-3, выравнивал скорости, а затем, давая помалу газ, зацеплял и обрывал поперечную перкалевую ленту. До 21 марта провели 25 таких тренировок. Первая в мире подцепка в воздухе самолета под самолет состоялась 23 марта 1935 г. После зацепления И-Z был подтянут, "Звено" снизилось до 500 м и пролетело над аэродромом, где находилась комиссия ВВС. Затем на высоте 1200 м благополучно произошла отцепка. До 29 марта было совершено 5 удачных подцепок-отцепок И-Z;
- 1936 год - В Москве вышел в свет первый номер газеты «Воздушный транспорт» (начиналась как "Авиационная газета"), он хранится сейчас в фонде Российской государственной библиотеки. Это была газета для авиаторов и об авиаторах. Печатный орган Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР и ЦК Союза авиаработников;
- 1937 год - Между Советским Союзом и Чехословакией подписан договор о поставке 61 бомбардировщика СБ и развертывании лицензионного производства 161 самолета (101 бомбардировщика и 60 разведчиков).;
- 1940 год - Вышел приказ НКАП СССР об утверждении П.О.Сухого Главным конструктором завода №289;
- 1942 год - На заводе № 153 начались (по 10 мая) совместные заводские и Госиспытания истребителя Як-7-37, ОКБ Яковлева. Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7БМ-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением. Вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г.Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82 [Изменения в фюзеляже самолета обеспечивали установку любой из следующих пушек: МПШ-37, ВЯ-23, ШВАК (при двух последних боезапас увеличивался) в сочетании с двумя пулеметами УБС или ШКАС];
- 1942 год - Состоялся первый полёт истребителя Ла-5, лётчик-испытатель Г. М. Мищенко. Главное новшество самолёта Ла-5 — это его двигатель (мотор М-82 взлетной мощностью 1700 л.с.). В результате Ла-5 превратился в один из лучших истребителей Второй мировой войны. На таком самолёте летал Иван Кожедуб;
- 1943 год - В Казани создана комиссия по авиации Академии Наук СССР. Цель - научно-техническая помощь в развитии техническом оснащения ВВС. Прекратила деятельность с окончанием войны;
- 1944 год - Начались (по 20 ноября) заводские испытания истребителя Як-З ВК-107, ОКБ Яковлева (ведущий летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер А.М.Дружинин, механик О.В.Яницкий). Опытный Як-З смешанной конструкции с двигателем ВК-107Аи винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м являлся модификацией Як-З ВК-105ПФ2 и отличался от него, главным образом, установкой более мощного и более высотного двигателя ВК-107А;
- 1946 - Образован опытный завод №279 по разработке и изготовлению колес и гидрооборудования самолетов, ныне АК "Рубин". Первый главный конструктор - Т.М.Башта;
- 1947 год - Приказом МАП No.210 коллективу, возглавляемому А.И.Микояном (ОКБ-155, завод No.155), было утверждено задание на разработку фронтового истребителя с герметической кабиной, который требовалось построить в двух экземплярах и предъявить на государственные испытания в декабре. Фактически, работу над новой машиной в ОКБ-155 начали еще в январе 1947 г. Разрабатываемый истребитель, получил наименование И-310 и заводской шифр "С";
- 1959 год - Введен в эксплуатацию самолет Ту-104Б с удлиненным фюзеляжем (на 1,21 м (3 фута 11,5 дюйма) со стандартным количеством пассажирских мест на 100 человек;
- 1970 год -Закончена постройка и представлен макетной комиссия ВВС, одновременно с макетом самолета, первый экспериментальный экземпляр Як-36М No.01;
- 1972 год - В Казани совершил первый полет первый серийный самолёт Ил-62М № 86656;
- 1988 год - Экипаж под руководством летчика-испытателя В.Севанакаева поднял в воздух экспериментальный самолёт Ту-155, ОКБ Туполева, доработанный для изучения возможности использования в качестве топлива природного газа в сжиженном состоянии.
16 апреля
- 1911 год - В Севастополе впервые был проведен опыт по сопровождению кораблей самолетами. Три самолета сопровождали Черноморскую эскадру, вышедшую в море. В этом полете приняли участие руководитель Севастопольской авиашколы М.Н. Ефимов, поручик В.В. Макеев (на "Фарманах") и лейтенант В.В. Дыбовский на "Блерио". Полеты над морем осложнялись сильным ветром, достигавшим 10-12 м/с. Летчики благополучно проводив эскадру в море, вернулись на свой аэродром;
- 1934 год - ЦИК СССР вводит почетное звание Героя Советского Союза – высшую степень отличия за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Первым Героем Советского Союза станут летчики А.ЛЯПИДЕВСКИЙ, С.А. ЛЕВАНЕВСКИЙ, В.С. МОЛОКОВ, Н.П. КАМАНИН, М.Т. СЛЕПНЕВ, М.В. ВОДОПЬЯНОВ, И.В. ДОРОНИН, за спасение терпящих бедствие членов экипажа и пассажиров парохода "Челюскин";
- 1935 год - Самолет ССС (скоростной, скороподъёмный, скорострельный)(Р-5ССС) разработки Поликарпова повторно предъявили на Госиспытания, теперь на нем появились металлический винт и тормоза на колесах. Летную программу проводили пилот Шитц, а также летнабы Никитин и Черкасов. Испытания показали, что в пилотировании ССС, несмотря на несколько больший вес, ничем не отличается от обычного Р-5. Скорость довольно прилично возросла (примерно на 45 км/ч), улучшилась и скороподъемность. Правда, при наборе высоты на полном газу проявилась тряска хвостового оперения;
- 1941 год - Постановление ГКО "0 проектировании и постройке одноместного истребителя с мотором М-107 конструкции тов. Поликарпова", а 21 апреля этого же года появился соответствующий Приказ Народного Комиссара Авиационной промышленности СССР. Согласно Постановлению бронирование ИТП должно было включать бронеспинку толщиной 12 мм, бронесидение толщиной 6 мм и бронекозырек из прозрачной брони. В мае 1941 г. началась постройка первого экземпляра ИТП (М-1), завершившаяся в октябре месяце. Вооружение самолета включало одну мотор-пушку Б. Г. Шпитального Ш-37 калибра 37 мм с запасом 50 снарядов с ленточным питанием, являющейся развитием пушки ШФК-37 и две синхронные пушки ШВАК калибра 20 мм с общим запасом 280 снарядов. Под крылом предусматривалась подвеска восьми реактивных снарядов РС-82. Вместо РС-82 могли быть подвешены бомбы общей массой 200 кг;
- 1941 год - Генерал-майором А. И. Филиным утвержден акт по Госиспытаниям штурмовика Як-2 КАББ, ОКБ Якволева. Представлял собой ближний бомбардировщик Як-2, оснащенный комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареей КАББ-МВ конструкции Можаровского и Веневидова, обеспечивающей в одной атаке огневое и бомбовое воздействие на цель (ведущий летчик-испытатель капитан Шеварев, ведущий инженер военинженер 2-го ранга Романов). Было выполнено 10 полетов. Из них: один без применения оружия, девять только со стрельбой, два только с бомбометанием и семь полетов комбинированно;
- 1943 год - В 12 гв.иап (командир полка майор К.В.Маренков) 6 иак ПВО ТС (территории страны) начались (по 25 июня) войсковые испытания высотного истребителя-перехватчика Як-9ПД, ОКБ Яковлева. На пяти Як-9 было произведено 69 полетов с налетом 43 ч 12 мин, из них 39 полетов на высоте 10000...12000 м. Як-9ПД с двигателем М-105ПД, снабженным двухступенчатым нагнетателем Э-100 В.А.Доллежаля, представлял собой высотный истребитель-перехватчик и предназначался для работы в системе ПВО. Самолет был создан специально для борьбы с высотными разведчиками противника Ju-86R, периодически совершавшими в 1942-1943 гг. полеты над Москвой на больших высотах (порядка 12000...13000 м);
- 1945 год - Первый Ер-20Н под управлением пилота А.И. Алексеева совершил успешный беспосадочный перелет из Иркутска в Москву, затратив 15 ч. 30 мин. Вторая такая машина в конце апреля проходила летные испытания. Летными испытаниями было установлено, что самолет мог лететь со скоростью 435 километров в час, покрывая без посадки расстояние в 5200 километров. Высота полета составляла 6000 метров. Самолет малой серией должен был строиться в Иркутске;
- 1945 год - Начало боевого применения штурмовика Ил-10. Боевые действия 108-й гшап начал 16 апреля 1945 г. на Берлинском направлении. За 15 дней боев (с 16 по 30 апреля) летчики 108-го гшап совершили 450 боевых вылетов, ежедневно выявляя те или иные качества и особенности штурмовика. Их тут же фиксировала бригада ГК НИИ ВВС КА во главе с ведущим инженером-испытателем самолета Ил-10 полковником П. Т. А Брощенко;
- 1949 год - Летчик-испытатель Я.Верников начал заводские испытания всепогодного истребителя-перехватчика И-320 конструкции ОКБ А.И. Микояна, оснащенного двумя двигателями РД-45Ф и вооруженного тремя пушками Н-37. По его отзывам, самолет, обозначенный И-320 («Р»), получился неплохим. Относительно простой в пилотировании, он обладал хорошей устойчивостью и управляемостью, был по характеристикам близок к МиГ-15;
- 1958 год - Постановлением Совмина СССР и ЦК КПСС № 419-198 - документом настолько важным, что на нем стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности" ОКБ Яковлева поручалось: "... разработать одноместный высотный разведчик для отработки перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями на базе Як-25Р с прямым крылом, двумя двигателями Р11-300 (самолет Як-25РВ) со следующими данными: практический потолок 20000-21000 метров, максимальная скорость на высоте 15000 метров ; • 900 км/ч, на высоте 20000 метров - 800 км/ч; минимальная скорость на высоте 20000 метров - 750 км/ч; дальность полета на высоте 20000 метров ; • 2500 км, на высоте 16000-18000 метров - 3500 км и на высоте 13000-14000 метров - 5000 км. Вооружение самолета должно включать одну пушку НР-23 с 50 патронами и аэрофотоаппарат АФА-40 для плановой съемки.
- Изготовить совместно с заводом №30 два экземпляра Як-25РВ и приступить к заводским испытаниям в IV квартале 1958 г. Госкомитету по авиационной технике совместно с Министерством обороны до июня 1958 г. представить в Совет Министров предложения по использованию самолета Як-25РВ для уничтожения дрейфующих аэростатов и в варианте радиоуправляемого самолета-мишени";
- 1959 год - Экипаж С. Г. Бровцева на Ми-6 подняв груз массой 5 т на 5584 м, установил новый мировой рекорд, а экипаж Капреляна -10 т на 4885 м.;
- 2002 год - Главком ВВС генерал-полковник B.C. Михайлов утвердил Акт конкурсной комиссии, в котором победителем конкурса был признан Як-130. При этом, как рассказал в интервью "АиВ" К.Ф. Попович, в столь важном документе содержалась следующая запись: "...комиссия по рассмотрению учебно-тренировочного комплекса в части дополнения его учебно-боевым самолетом свою работу завершила". Як-130 получил рекомендацию к дальнейшей разработке в интересах ВВС РФ и был включен в госзаказ, при этом РСК "МиГ" рекомендовалось продолжить разработку МиГ-АТ в интересах иностранных заказчиков;
- 2004 год - Первый полет модернизированного УТС Як-52М, пилот О.О.Кононенко, 308 АРЗ МО, Иваново.