1 октября
- 1805 год - Состоялся первый полет на аэростате русского воздухоплавателя Кашинского. Штаб-лекарь Кашинский построил аэростат и парашют на собственные деньги;
- 1912 год - Н.Е.Жуковский сделал в Московском математическом обществе доклад "Вихревая теория гребного винта", в котором предложена теория винта, основанная на концепции присоединенных и свободных вихрей;
- 1925 год - На III Всесоюзных планерных состязаниях К.М. Яковчук на планере КПИР-1бис конструкции Н.А. Железнякова и Д.Л. Толмашевича (КПИ) установил всесоюзный рекорд продолжительности полета - 9 ч. 36 мин. 15 сек.;
- 1933 год - Начались летные испытания самолета И-15 "Чатос (Курносый)" конструкции Н.Н.Поликарпова. И-15 был принят на вооружение и запущен в производство. На тот период он превосходил лучшие зарубежные образцы;
- 1934 год - Согласно Приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. в городе Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев. Созданные в предвоенные годы морской ближний разведчик МБР-2, корабельные гидросамолеты КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4) находились на вооружении ВМФ и успешно применялись в Великой Отечественной войне. В 40-е - 60-е годы для охраны морских рубежей были разработаны всемирно известные гидросамолеты: летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолет Бе-10 и самый большой по тому времени самолет-амфибия Бе-12. были созданы стратегические комплексы вооружения: дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 и сверхдальней связи Ту-142МР на базе существующих самолетов-носителей. ТАНТК принимало участие в создании многоразового космического корабля "Буран". В настоящее время, наряду с выполнением оборонных заказов, на ТАНТК им. Г.М. Бериева ведутся работы по гражданским темам. Разработан многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бe-200. Выполняется контракт с МЧС России на поставку самолетов в варианте Бе-200ЧС. Со дня основания коллективом ТАНТК создано 35 типов летательных аппаратов различного назначения, из которых 16 строились серийно;
- 1936 год - В соответствии с директивой Ген. штаба Красной Армии от 4 марта 1936 в Челябинске была создана 15-я военная школа лётчиков-наблюдателей (в/часть 3858). В мае 1938 она переименована в военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей; в январе 1941 — в военную авиационную школу стрелков-бомбардиров; в 1944 — в военное авиационное Краснознамённое училище штурманов и стрелков-радистов (в/часть 74363); в 1960 — в высшее военное авиационное Краснознамённое училище; в 1998 — в Краснознамённый филиал Балашовского военного авиационного институтата; с 10 мая 2001 носил название Челябинский военный авиационный Краснознамённый институт штурманов, а сейчас Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов или ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Челябинск);
- 1950 год - Первый полет пассажирского самолета Ил-14П, экипаж В.К. Коккинаки;
- 1960 год - Начато серийное производство ТРД Р11Ф-300 для МиГ-21;
- 1975 год - Начались войсковые испытания самолета Су-17М2;
- 1998 год - ОАО "Авиастар" выпущен первый магистральный пассажирский самолет Ту-204-120 с двигателями фирмы "Rolls-Royce".
2 октября
- 1909 год - Конструктору Б.Н. Юрьеву выдан патент № 40811 на одновинтовой вертолет, который впервые имел автомат перекоса-неотъемлемую деталь всех без исключения современных вертолётов;
- 1929 год - Перелёт Ташкент - Душанбе - Гарм - Хорог. Начало работы авиатрассы на Памире;
- 1934 год - Полёт на планёре на флаттер с разрушением в воздухе. Начало лётных испытаний на флаттер в СССР: С.Н. Анохин в глубоком пикировании преднамеренно довел планёр "Рот-Фронт" до разрушения и с высоты 1500 м спустился на парашюте;
- 1934 год - Первый полет АИР-9. Первый полет учебного самолета на АИР-9 ОКБ А.С. Яковлева с М-11, Ю.И. Пионтковский. АИР-9 - первый самолет, построенный на собственной территории ОКБ в кроватной мастерской. Родоначальник массовых учебных самолетов УТ-2;
- 1935 год- Воздухоплаватели Георгий Алексеевич Прокофьев и Виктор Александрович Семёнов поднялись с научной целью в открытой гондоле аэростата на высоту 9300 м.;
- 1939 - Первый полёт штурмовика ЦКБ-55 (БШ-2), прототипа Ил-2; лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Примечание: Этот двухместный бронированный штурмовик имел двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1350 л.с., позже двигатель был модифицирован, его мощность равнялась 1665 л.с. Скорость у земли была 423 км/ч, вооружение состояло из двух пушек калибра 20 мм и пулемётов ШКАС. Бомбовая нагрузка достигала 400 - 600 кг;
- 1941 год - Первое боевое применение авиапушки калибра 37 мм. Двумя истребителями ЛаГГ-3 с пушкой ОКБ-15 Бориса Гаврииловича Шпитального сбиты два Ме-110;
- 1947 год - Первый полет опытного самолета И-270 (Ж) (Экспериментальный истребитель-перехватчикразработки ОКБ МиГ), пилот В.Н.Юганов;
- 1962 год - Начало регулярной эксплуатации Ту-124. Самолёт выполнил первый рейс по маршруту Москва — Таллин. Рейс выполнял экипаж внуковского лётного подразделения, возглавляемого пилотом Аэрофлота А. П. Зылем.
3 октября
- 1910 год - Открытие Московского аэродрома на Ходынском поле. Первый полёт - Граф Михал Сципио дель Кампо (польск. Michał Scipio del Campo) на моноплане Моран, разбитом во время московской авиационной недели и впоследствии отремонтированном;
- 1936 год - Пилот Д.А. Кошиц провел испытание первого советского бескрылого автожира А-14 конструкции В.А. Кузнецова;
- 1959 год - Начало участия вертолетов Ка-15 в ТОГЭ - Тихоокеанский гидрографической экспедиции по регистрации мест падения головных частей баллистических ракет Р-7;
- 1967 год – В г. Калуге открыт Государственный музей истории космонавтики им. Константина Эдуардовича Циолковского;
- 1968 год – Состоялся первый полет магистрального пассажирского трехдвигательного самолета Ту-154, созданного в ОКБ А.Н.Туполева. Экипаж Ю.В.Сухова. Начал разрабатываться в 1965 году по заданию правительства. Ту-154 соединил в себе лучшие характеристики трех типов самолетов: скорость ТУ-104, дальность ИЛ-18 и экономичность АН-10. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным лайнером - произведено более 1000 самолётов всех модификаций.;
- 1980 год – Первый пуск ракеты К-27 с опытного самолёта Т-10-4 (Су-27), лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин;
- 1998 год - Первый полёт МиГ-21 бис UPG (MiG-21 Bison), заказанного Индией. Пилот - лётчик-испытатель Олег Васильевич Антонович с аэродрома завода "Сокол" в Нижнем Новгороде.
- 2001 год - Начался круговой перелет самолета-амфибии Бе-200 по странам Азии (завершен 23 октября), экипаж К.В.Бабича. Машина успешно преодолела 22.391 км;
- 2014 год - Первый полёт первого серийного самолёта Ил-76МД-90А с 4 пермскими ТРДД ПС-90А-76.
4 октября
- 1911 год - Лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский во Франции совершил полет на аэроплане «Блерио» с лейтенантом А.А. Тучковым для испытания радиопередатчика системы Тучкова. Опыты связи с землей были удачными. Дыбовский обратился к военному ведомству с просьбой оборудовать передатчиком системы Тучкова самолет "Ньюпор", чтобы во время будущих маневров передавать результаты воздушной разведки по радио;
- 1918 год - Вышел приказ о том, что звание военный воздухоплаватель присваивается при условиях пребывания на фронте на строевых воздухоплавательных должностях не менее 4 месяцев или пребывания в воздухе на фронте не менее 30 часов;
- 1927 год - Укрвоздухпуть заключил с Юнкерсом договор о совместном обслуживании линии Баку – Тегеран. Немцы должны были летать от Тегерана до Пехлеви, а мы от Пехлеви до Баку. Летали на Юнкерс J-13 и J-20. Примечание: Смешанная русско-германская авиационная компания «Дерулюфт» обслуживала воздушную линию Москва — Берлин. Магистраль южного направления Москва — Харьков — Ростов — Минводы — Баку обслуживало общество «Укрвоздухпуть». Фирма «Юнкерс» в свою очередь имела в Персии концессию на все воздушные перевозки и была заинтересована в том, чтобы, соединив трассой Тегеран и Баку, замкнуть круговую воздушную линию Берлин — Москва — Баку — Тегеран — Багдад — Каир — Рим — Париж — Берлин. Наше правительство возражало против полетов немецких экипажей над районом Баку. Поэтому фирма «Юнкерс» пошла на соглашение с советской стороной, обязавшись взять к себе на службу русского летчика и русского бортмеханика, которые только одни обслуживали бы линию Тегеран — Баку;
- 1930 год - На базе авиамастерских Добролета и конструкторской группы А.И. Путилова образован НИИ ГВФ (с августа 1954 - Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации - ГосНИИ ГА). На сегодняшний день в ГосНИИ ГА все новые самолеты, двигатели, системы проходят комплекс всевозможных исследований. В целом это и есть государственные испытания, после которых пассажирские лайнеры допускаются к перевозкам пассажиров;
- 1937 год - Завершился беспосадочный перелет советского дирижабля СССР-В6 продолжительностью 130 ч 27 мин;
- 1957 год - Запуск первого в мире искуственного спутника Земли. Это событие произошло в 22 часа 28 минут по московскому времени. "Спутник-1" весил 83,6 кг, его диаметр составил 58 см. Корпус был сделан из алюминиевого сплава, а энергию он получал от серебряно-цинковых аккумуляторов, способных работать в течение 2-3 недель. На внешней поверхности спутника находились 4 стержневидные антенны длиной 2,9 м, которые повышали качество передаваемых на Землю сигналов. Внутри спутник был заполнен азотом, там же находились два радиопередатчика, передающие информацию о давлении и температуре внутри спутника. Спутник совершил 1440 оборотов вокруг Земли, затрачивая на каждый виток 96 минут 10 секунд. Максимально он удалился от Земли на 947 км. На околоземной орбите спутник находился 92 часа, а потом сгорел в плотных слоях атмосферы;
- 1963 год - В октябре в НПП «Аэросила» разработан винт АВ-72 для Ан-24;
- 1968 год - Завершены заводские летные испытания самолета Су-15УТ (У-58Т);
- 1977 год - Запуск в производство на ОАО «Росвертол» вертолета Ми-26 (изделие "90"), по кодификации НАТО: Halo - англ. С 1980 г. серийно произведено (в ОАО "Роствертол") свыше 310 вертолетов;
- 1988 год - Лётчики-испытатели Е.Г. Ревунов, А.А. Иванов совершили первый полёт на опытном Су-27ПУ (Т10ПУ-5, позднее - Су-30).
5 октября
- 1928 год - Передача Осоавиахиму самолета А.С.Яковлева АИР-2 «Пионер», построенного на деньги пионеров СССР, Англии, Франции, Германии;
- 1932 год - Окончание перелёта (начало 29.09) аэропоезда в составе самолёта-буксировщика У-2 под руководством Владислава Константиновича Грибовского и планера Г-9, которым пилотироваа Василий Андреевич Степанченок по маршруту Москва - Рязань - Тамбов - Задонск - Воронеж - Евдоково - Кантемировка - Луганск - Ейск - Черноерковский - Керчь - Коктебель. Маршрут дальностью 1660 км пройден за 19 ч. 10 мин.;
- 1942 год - Постановление № 2374. О серийном производстве двухместного самолёта Ил-2;
- 1943год - Cостоялся первый полёт Як-1 с двигателем М-107 (Як-1М с М-107, "Дублёр Москита" - опытный с двигателем М-107А). Отличался винтом ВИШ-107, уменьшенной площадью элеронов, удлинённым на 100 мм капотом;
- 1952 год -1952 - Состоялся первый полёт экспериментального дальнего бомбардировщика «150» конструкции ОКБ-1 под общим руководством Семёна Михайловича Алексеева; лётчик-испытатель Яков Ильич Верников. В основу самолёта лёг инициативный проект немецких специалистов 1948 года, фронтовой бомбардировщик РБ-2. В команду немецких специалистов под руководством Брунольфа Бааде, влились советские инженеры, одновременно была налажена обратная связь ОКБ-1 с ведущими специалистами ЦАГИ, среди которых был конструктор Владимир Михайлович Мясищев. По основным параметрам - взлётному весу, бомбовой нагрузке и размерности он занимал промежуточное положение между фронтовым бомбардировщиком Ил-28 и дальним Ту-16;
- 1967 год - Летчик М.Комаров на самолете Е-266 (модификация МиГ-25) установил мировой рекорд на замкнутом 500-км маршруте, пролетев по нему со средней скоростью 2981,5 км/ч.;
- 1967 год - Летчик А.В.Федотов на реактивном самолете Е-266 с грузом 2 т достиг высоты 30 010 м, установив мировой рекорд.;
- 1973 год - В НПП "Аэросила" создана ВСУ (вспомогательная силовая установка) ТА-6В для Як-42;
- 1987 год - На космодроме Байконур состоялся 13-й автономный полет корабля-аналога БСТ-002. Автоматическая посадка с высоты 4900 м. Корабль находился в свободном парении 21 минуту. Аппарат пилотировали испытатели Игорь Волк и Александр Щукин.
6 октября
- 1928 - Начались госиспытания разведчика-штурмовика Р-5 Николая Николаевича Поликарпова, признанного в 1930-м лучшим самолётом своего класса;
- 1938 год - Скоростной беспосадочный перелёт Москва - Батуми - Одесса - Москва на пассажирском Сталь-7 Р.Л. Бартини (прототип Ер-2) (3800 км за 11 час 4 мин); лётчик-испытатель Николай Петрович Шебанов;
- 1942 год - На основании директивы Заместителя Народного комиссара обороны СССР была сформирована авиационная дивизия особого назначения. Местом базирования дивизии стал Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе в г. Москве;
- 1959 год - Начались войсковые испытания фронтового истребителя Су-7 в строевом полку ВВС;
- 1976 год - На вооружение ВМФ принят корабельный штурмовик СВВП Як-38;
- 1977 год - Летчики А. В. Федотов и В. Е. Меницкий впервые подняли в воздух изделие 9-12 (будущий истребитель МиГ-29) с двигателями Р-88 С.П. Изотова. Машина с обозначением "901" на килях и "01" - на воздухозаборниках. В серийное производство принят в 1982 г. Всего изготовлено более 1,5 тыс. экз. На вооружение принят в 1984 г;
- 1999 год - Состоялся первый полет многоцелевого транспортно-пассажирского вертолета "Ансат".
7 октября
- 1928 год - Начинается международная авиационная выставка в Берлине, в которой принимает участие Советский Союз (экспонируются самолеты АНТ-3, У-2, К-4 и др.);
- 1934 - Состоялся первый полёт скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40 2РЦ) ОКБ Александра Александровича Архангельского; лётчик-испытатель Константин Константинович Попов. 2РЦ означало по моде того времени, что самолёт оснащён двумя двигателями Райт "Циклон". Этими движками был оснащён только первый опытный экземпляр, и прототипом для серии он не стал. Двигатели Райт "Циклон" были звездообразными и имели воздушное охлаждение, но ещё в том же 1934-м году предпочтение для этого самолёта было отдано рядным двигателям водяного охлаждения "Испано-Сюиза", более мощным, хотя и более тяжёлым, из-за чего второй экземпляр самолёта (АНТ-40 2ИС) имел увеличенное крыло.Именно с него и пошла дальнейшая линия развития самолётов СБ и Климовских двигателей на основе "Испано - Сюизы". СБ стал родоначальником целого класса бомбардировщиков, отличавшихся высокой скоростью полёта и действовавших во фронтовой зоне в тесном взаимодействии с наземными войсками и ВМФ. СБ участвовал в гражданской войне в Испании, применялся в Китае. Самолёты этого класса стали основной ударной силой будущей фронтовой бомбардировочной авиации.
- Первый экземпляр АНТ-40 в ходе лётных испытаний, начатых в октябре 1934-го, потерпел аварию при посадке. Самолёт развил максимальную скорость 430 км/час. СБ был принят к серийному производству, которое началось в 1936-м. Серийное производство СБ продолжалось до 1941-го включительно. Всего построили 6831 самолёт этого типа;
- 1937 год - Установлен мировой рекорд дальности по прямой для легких гидросамолетов 2-й категории - 470,662 км, А.В.Кржижевский на «Гидро-1» (СПЛ), весом 570 кг, конструктора И.В.Четверикова, перелет Одесса-Гаджибей;
- 1937 год - На пассажирском одномоторном ХАИ-1 выполнен перелет по маршруту Москва-Ташкент. Расстояние 2800км было пройдено за 11 летных часов;
- 1937 год - Установлены три женские международные рекорда скорости полета на дистанции 100 км - 218,18 км/ч, пилот В.С. Гризодубова на самолете УТ-1;
- 1940 год - На летающей лодке АНТ-44Д установлен мировой рекорд скорости 241,909 км/ч на дистанции 1000 км с грузом 2000 кг.,лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин. Рекорд был утверждён ФАИ уже после окончания Великой Отечественной и не был перекрыт за рубежом до 1957 года;
- 1941 год - Приказом НКАП Андрей Николаевич Туполев назначен Главным конструктором авиазавода №166;
- 1941 год - Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны № 738. « Об организации производства двухместных учебно-тренировочных планеров». № 2378 «Об увеличении выпуска самолетов истребителей»;
- 1948 год - После удачной демонстрации лёгкого одноместного, вертолёта соосной схемы Ка-8, Приказом министра авиапромышленности СССР образовано Отдельное конструкторское бюро (ОКБ) № 2 под руководством конструктора вертолетов Николая Ильича Камова;
- 1961 год - Установлен мировой рекорд скорости на винтокрыле Ка-22 - 356,3 км/час; лётчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов. Примечание: Ка-22, как обычный транспортный самолёт, имеет большой фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и два двигателя с тянущими винтами-пропеллерами. Но у этой машины есть два несущих винта, как у вертолёта. Ка-22 может производить взлёт и посадку вертикально. Полетный вес Ка-22 - 35 т. Скорость - 350 км/ч.;
- 1961 год - Установлен абсолютный рекорд скорости по замкнутому маршруту 100 км на самолете Е-166 (Е-152М) установил А.В.Федотов - 2401 км/час;
- 1962 год - Состоялся первый испытательный полёт в качестве самолёта-носителя ядерного оружия реактивного стратегического бомбардировщика 3М, созданного в ОКБ-23 (гл. конструктор Владимир Михайлович Мясищев);
- 1999 год - Первая посадка учебно-боевого Су-33УБ на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов», пилот В.Г.Пугачев.
8 октября
- 1910 год - Первый перелет Санкт-Петербург - Гатчина (64 км за 56 мин, летчик Е.Руднев);
- 1925 год - Первый самолёт поднялсяся в небо над Якутией. В этот день над городом Якутском впервые поднялся в небо аэроплан британской конструкции «Сопвич». Первый самолёт Якутии был доставлен на пароходе «Пролетарий» с Ленских приисков, а до этого он совершил первые полёты в Алдане. Вместе с самолётом прибыли ответственный инструктор Сибирского Общества друзей воздушного флота (СибОДВФ) Борис Семенович Масленников, лётчик Пётр Мамонтович Фадеев, бортмеханик Иван Михайлов и секретарь Иркутского губернского ОДВФ Владимир Александрович Брузгулис. Позже Масленников, Фадеев и Михайлов ещё долго продолжали летать в небе Якутии, осваивая новые пространства;
- 1932 год - Состоялся первый полёт пассажирского ХАИ-1 конструкции Иосифа Григорьевича Немана (и студентов Харьковского авиационного института) с двигателем М-22; лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин. На самолёте впервые в отечественном авиастроении было применено убирающееся шасси. По скорости ХАИ-1 уступал только американскому Lockheed Orion;
- 1933год- Первый полёт истребителя Николая Николаевича Поликарпова И-15 (ЦКБ-3) ; лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов;
- 1941 год - Подписан приказ о формировании женских авиаполков: 586-го истребительного авиационного полка (Е.Ф.Прохорова), 587-го бомбардировочного авиационного полка (М.М.Раскова), 588-го ночного бомбардировочного авиационного полка (Е.Д.Бершанская);
- 1960 год - Первый полет учебного истребителя МиГ-21У, пилот П.М. Остапенко;
- 1971 год - В строевой полк прибыли первые серийные Су-17;
- 1980 год - Первый полёт транспортного многоцелевого аертолета Ка-32Т. В грузовой кабине оборудовано 16 мест для пассажиров. Может использоваться в качестве санитарного, аэрофотосъёмочного или для трелёвки леса;
- 1983 год - Авиарегистр МАК выдал ОАО «Авиастар» «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск самолетов Ан-124-100.