20 ноября
- 1935 год - Лётчик-испытатель П.М. Стефановский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями;
- 1936 год - Мировой рекорд высоты полета - 4535 м с полезной нагрузкой 13000 кг, пилот М.Нюхтиков на самолете конструкции В.Ф.Болховитинова ДБ-А (Дальний бомбардировщик «Академия»). Примечание: Интересна история его создания. В начале тридцатых годов на одном из московских заводов выпускался тяжелый бомбардировщик ТБ-3 конструкции Туполева. Завод по своей инициативе обратился в академию с просьбой рассмотреть возможность улучшения летно-тактических данных этой машины, повысить скорость, увеличить дальность и высоту полета, чтобы затруднить ее перехват истребителями. Виктор Федорович, возглавив небольшую группу молодых преподавателей и инженеров академии, вместе со специалистами серийного завода во главе с Горбуновым, будущим конструктором самолета ЛаГГ, энергично взялся за модернизацию ТБ-3. К этому времени он успешно окончил адъюнктуру и защитил диссертацию на тему «Катапультные самолеты и особенности их динамики и конструкции». При создании ДБ-А молодой конструктор принял смелые, оригинальные решения. Впервые в СССР на самолете такого класса применил полуубирающееся шасси, монококовый фюзеляж с закрытыми фонарями кабины. Гофрированную обшивку, характерную для туполевских самолетов, заменил гладкой. Изменил пушечное вооружение;
- 1955 год - При испытании изделия РДС-37 (РДС-6с) впервые в практике воздушных испытаний в СССР встал вопрос о вынужденной посадке самолета-носителя Ту-16 (командир экипажа - майор Головашко Ф.П., штурман - майор Кириленко А.Н., второй летчик - капитан Роменский И.М., штурман-оператор - капитан Лазарев В.И., стрелок-радист - лейтенант Ожерельев Б.И., командир огневых установок - старшина Суслов Н.П.) с термоядерной бомбой на борту. После взлета в 9ч.30мин и набора заданной высоты 12000 м. полигон закрыло 9-бальной облачностью. Бомбометание с помощью оптического прицела стало невозможным. При выполнении захода на цель отказал радиолокационный прицел "Рубидий", починить который силами экипажа не удалось. Ю.Б.Харитон предложил сбросить бомбу в горах, без задействования автоматики инициирования заряда атомного взрыва. Из-за значительной вероятности подрыва бомбы при ударе о землю и возможности сброса её на населенный пункт от этого варианта отказались. После заключения Зельдовича Я.Б. и Сахарова А.Д. о малой вероятности ЧП при вынужденной посадке, Курчатов И.В. принял решение сажать самолет. Посадка произведена на аэродром Жана-Семей в 12 ч.00 мин в условиях пылевой бури, лишь со второго захода. Командир экипажа ВПП не видел и действовал по указаниями штурмана. Топлива в самолете оставалось менее чем на 15 минут. (Утверждения о том, что посадка совершена с бомбой, сорвавшейся с бомбардировочной установки и зависшей в бомбовом отсеке - преувеличение). Испытания изделия проведены после устранения неисправности тем же экипажем 22 ноября 1955 г. в 9ч.47 мин. Взрыв мощностью 1,7-1,9 Мт произошел на высоте 1550 м. Значительные разрушения наблюдались в жилом городке полигона, в 70-75 км от места взрыва, в том числе и на командном пункте испытаний. Командир экипажа Головашко Ф.П. был удостоен звания Героя Советсткого Союза. Все члены экипажа самолета-носителя награждены орденами и медалями;
- 1956 год - Начало лётных испытаний экспериментального аппарата вертикального взлёта и посадки «Турболёт» А.Н. Рафаэлянца; Ю.А. Гарнаев. Турболёт - название стенда для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления для СВВП. Журналисты дали ему прозвище «Летающий стол». В 1958-м турболёт, пилотируемый Гарнаевым, демонстрировался на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей. Результаты исследований были позже применены при постройке первого советского СВВП Як-36, а позже и серийного Як-38;
- 1958 год - Открылась первая пассажирская вертолетная авиалиния Симферополь - Ялта (вертолёты Ми-4);
- 1963 год - Пасажирский самолет Ту-124А получил наименование Ту-134;
- 1974 год - Завершились Государственные испытания комплекса Су-17МКГ (с ракетой Х-25);
- 1993 год - Первый коммерческий рейс Ил-96-300 с/н 96006 - из Домодедово в Анкару;
- 2006 год – зарегистрирована Объединённая авиастроительная корпорация (OAK), Генеральный директор и председатель правления А.И. Фёдоров.
21 ноября
- 1910 год - Начало работы Севастопольской школы военных лётчиков (позднее - Качинское высшее авиационное училище лётчиков). Севастопольская офицерская авиашкола была первым учебным заведением России, где готовили военных лётчиков. Здесь были воспитаны первый военный лётчик России Михаил Никифорович Ефимов, автор "мёртвой петли" Пётр Николаевич Нестеров, первый главком ВВС Вячеслав Матвеевич Ткачёв, покоритель "штопора" Константин Константинович Арцеулов, лучший русский ас Первой мировой Александр Александрович Казаков. В "Каче" учились летать Василий Сталин, три сына Микояна, сыновья Фрунзе, Александр Иванович Покрышкин, Александр Иванович Колдунов, Дмитрий Борисович Глинка, Амет-Хан Султан, Борис Феоктистович Сафонов, лётчики-космонавты Валерий Фёдорович Быковский, Владимир Александрович Шаталов, Анатолий Николаевич Березовой и Виктор Михайлович Афанасьев. "Кача" дала Родине 342 Героя Советского Союза, четырёх Героев Российской Федерации, воспитала свыше 300 генералов и 12 маршалов авиации;
- 1935 год - Установлен неофициальный мировой рекорд высоты полета на самолете И-15 ОКБ Н.Н.Поликарпова - 14575 м, пилот В.К.Коккинаки;
- 1948 год - Первый полет гидросамолета Бе-8 на подводных крыльях;
- 1989 года, первая ночная посадка самолета Т10К-2 (Су-27К) на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов», В.Г.Пугачев;
- 2003 год - С аэродрома КиГАЗ «Авиант» поднялся в воздух второй лётный экземпляр Ту-334 сер. №005 (борт RA-94005). Через 27 минут лётчик-испытатель ОКБ имени А. Н. Туполева Герой России Сергей Георгиевич Борисов успешно совершил посадку на ЛИиДБ АНТК им.О.К-Антонова в Гостомеле. На следующий день состоялся второй полёт продолжительностью 1 ч 10 мин. в ходе которого были набрана высота 9000 м, оценена управляемость и устойчивость новой машины, выполнены уборка и выпуск шасси. По словам Борисова. «самолёт прекрасно управляем. Есть с чем сравнивать (Борисов впервые поднимал в воздух и первую лётную машину в 1999 г. – Авт.). Полёт прошел штатно, без эксцессов. Самолёт сделан на высоком уровне...».
22 ноября
- 1909 год - Родился Михаил Леонтьевич Миль, в Иркутске, здесь же он окончил технологический институт. После окончания Второй мировой войны было создано новое КБ во главе с Милем, задачей которого являлось создание одновинтового вертолета. Первый испытательный полет вертолета Ми-1 с поршневым двигателем состоялся в 1948 году. На нем было установлено 23 мировых рекорда. Под руководством Миля был построен десантно-транспортный вертолет Ми-4, вертолет с большой грузоподъемностью Ми-6, вертолет-кран Ми-10, многофункциональный вертолет Ми-8 и вертолет-гигант Ми-12. На этих вертолётах поставлено более 60 мировых рекордов. За заслуги перед отечественным вертолетостроением конструктор был удостоен государственных премий и наград;
- 1911 год - Радиопередачу с самолета на землю осуществил Д.М. Сокольцов (Россия);
- 1911 год - Любовь Александровна Галанчикова на самолете известного авиаконструктора Фоккера, поднялась на высоту 2200 метров, в три раза превысив мировой рекорд высотных полетов, установленный Мелли Безе — 820 метров;
- 1915 год - Приступило к работе Бакинское отделение Петроградской школы морских летчиков. С 25 февраля 1917 г. Бакинское отделение стало Бакинской школой морской авиации. Обе школы стали существовать самостоятельно;
- 1972 год - впервые в истории отечественного Флота совершён полёт самолёта по "полному профилю" с палубы военного корабля (вертикальный взлёт с палубы, полёт по кругу, вертикальная посадка на палубу). Самолёт Як-36М, пкр "Москва", лётчик-испытатель ММЗ "Скорость" Дексбах Михаил Сергеевич. Посадка производилась без использования самолётного посадочного радиотехнического оборудования, которого в то время ещё не существовало. Использовались данные НРЛС "Дон" и устные команды руководителя полётов. Английский "Sea Harrier" взлетит с палубы через 6,5 лет.Этот день в СССР назвали Днем рождения советской палубной реактивной авиации;
- 2011 год - Первый полёт третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53). Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Сергей Леонидович Богдан.
23 ноября
- 1920 год - Основывается военно-воздушная академия имени Жуковского. Сначала это был Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Позже его преобразовали в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. В разные годы здесь трудились ученики Жуковского (Б. Юрьев, В. Ветчинкин, В. Кулебакин, В. Стечкин, Н. Бухгольц), учились будущие авиаконструкторы, такие как С. Ильюшин, А. Микоян, А. Яковлев, В.Ф. Болховитинов, а также летчики-космонавты Ю. Гагарин, В. Терешкова и др. Здесь были сконструированы: тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А, реактивный истребитель БИ-1, пассажирские самолеты "Сталь-2" и "Сталь-3", стратостат "СССР-1". Ученики академии И. Клейменов, М. Тихонравов, Д. Бенцель и А. Костиков участвовали в создании реактивной системы залпового огня М-13 "Катюша";
- 1972 года, на ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф;
- 1979 год - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-24М (Этап "А");
- 2018 год - Первый образец перспективного десантного вертолёта Ми-38Т, изготовленный Казанским вертолётным заводом по заказу минобороны РФ, совершил первый полёт. Его подняли в воздух в ходе вертолётного форума-2018.
24 ноября
- 1910 год - Открылась Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота. В Севастополе открылась офицерская школа лётчиков, на базе которой затем было создано Качинское авиаучилище. Её создание осуществлялось Великим князем Александром Михайловичем на добровольные пожертвования граждан России по повелению Николая II. (Свои годовщины, начиная с 1911 года отмечает в Михайлов день- 21 ноября, т.к. вскоре после открытия Русская православная церковь объявила Архангела Михаила покровителем школы и российских лётчиков). Расформирована 1 ноября 1998 года;
- 1946 год - Родился Р.Т. Есаян, лётчик-испытатель – заместитель Генерального директора – начальник лётно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»;
- 1961 год - Мировые рекорды для конвертопланов: высота с грузами от 1 т до 15 т - 2588 м и максимальный груз, поднятый на 2000 м - 16485 кг, Д.К. Ефремов на винтокрыле Ка-22. Винтокрыл Ка-22, как обычный транспортный самолет, имеет большой фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и два двигателя с тянущими винтами - пропеллерами. Но у этой машины имеются два несущих винта, как у вертолета. Ка-22 может производить взлет и посадку вертикально. Полетный вес Ка-22 - 35 т. Скорость - 350 км/ч;
- 1976 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-15УМ (У-58ТМ);
- 2016 год - Первый предсерийный образец перспективного российского легкого истребителя МиГ-35 совершил первый полет. Изначально МиГ-35 разрабатывался в качестве замены устаревающим истребителям семейства МиГ-29. Сегодня этот самолет во многом унифицирован с новыми палубными легкими истребителями МиГ-29К/КУБ. МиГ-35 может одновременно захватывать до десяти целей и вести одновременный обстрел до шести из них;
- ОАК передала Минобороны очередную партию новых многофункциональных истребителей Су-35С. Самолеты изготовлены на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина. Многофункциональные истребители поколения 4++ Су-35С прошли цикл наземных и летных испытаний в различных рабочих режимах и совершили перелет с аэродрома КнААЗ к месту несения службы.
25 ноября
- 1874 год - Родился Иван Платонович Граве — русский учёный-артиллерист, основатель отечественной школы баллистики, изобретатель ракетного вооружения. Действительный член Академии артиллерийских наук (1947—1953), профессор (1919), доктор технических наук (1939). Полковник Российской императорской армии (1912), генерал-майор инженерно-технической службы СССР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942).Обладатель 9 патентов на изобретения, из которых 4 в области реактивного оружия и порохов. Автор свыше 60 научных трудов;
- 1918 год - В Петрограде на Комендантском аэродроме сформирован первый красногвардейский авиаотряд из 12 экипажей для боевых действий против войск Краснова и Керенского;
- 1986 год - Первый полёт вертолёта радиолокационного дозора Ка-252РЛД (Ка-31), лётчик-испытатель Виталий Павлович Журавлёв;
- 1991 год - Лётчик-испытатель Николай Петрович Неснов совершил первый полёт на самолёте Су-27СК на КнААПО;
- 2004 год - Первый полёт совершил новый серийный авиалайнер Ту-204-300 с укороченным фюзеляжем и с увеличенной дальностью полёта. Это первый в российский двухдвигательный самолёт с дальностью полёта до 9000 км. По окончании испытаний передан в авиакомпанию "Владивосток Авиа".
26 ноября
- 1914 год - Начало работы при МВТУ под руководством Николая Егоровича Жуковского "Теоретических курсов авиации" для военных лётчиков;
- 1923 год - Виктор Осипович Писаренко выполнил первый полет на своей авиетке ВОП-1;
- 1925 год - Состоялся первый полёт первого в мире цельнометаллического тяжёлого двухмоторного бомбардировщика-моноплана ТБ-1 (АНТ-4) конструкции А.Н. Туполева (лётчик-испытатель А.И. Томашевский). В 1925 году состоялся первый испытательный полет самолета АНТ-4 конструкции А.Н.Туполева. Самолет АНТ-4 по компоновке, аэродинамике намного опережал свое время. Первый семиминутный полет на АНТ-4 выполнил летчик-испытатель А.И.Томашевский 26 ноября 1925 года на Центральном аэродроме. Хорошие летно-технические и эксплуатационные качества самолета легли в основу конструкций многих советских бомбардировщиков. Самолет был признан и зарубежными конструкторами, они зачастую копировали его схему;
- 1942 год - В районе Иваново началось формирование французской авиационной эскадрильи "Нормандия". В апреле следующего года она вступит в бой на советско-германском фронте, превратится в полк и получит название "Нормандия - Неман";
- 1955 год - Вышло постановление СМ СССР о начале разработки поисково-спасательного комплекса "Архангельск" на базе самолёта Ту-16. От базового самолёта Ту-16С отличает спасательный катер, подвешенный под фюзеляжем. На самолёте устанавливалась аппаратура поиска и наведения "Приток" и "Штырь-А". Для управления катером устанавливалась аппаратура "Лодка-М", включавшая передатчик "Рея-С" и приёмник "Рея-Л". В бомбоотсеке на замках бомбодержателей подвишивались контейнеры со спасательным оборудованием КАС-90. И лодка, и контейнеры сбрасывались на парашютах;
- 1995 год - Завершены статические испытания самолета Су-34 (Су-32ФН), руководитель работ А.И.Блинов;
- 2000 год - Первый полет серийного истребителя Су-30МКИ, выпущенного ИАПО.