1 мая
- 1918 год - На Ходынском поле в Москве состоялся общий военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником, первый в истории Советской России всенародный смотр новой армии, впервые над Красной площадью пролетел советский самолет "Ньюпор-ХХI", летчик И.Н. Виноградов;
- 1921 год - Была открыта первая почтово-пассажирская линия Москва-Орел-Харьков на самолетах "Илья Муромец". Это была первая попытка организовать регулярные линии в России. Но изношенность самолётов и плохо оборудованная наземная инфраструктура не позволяли регулярно выполнять полеты. Затем полеты происходили эпизодически, а 16 ноября линия была закрыта;
- 1922 год - Открылась первая международная пассажирская линия АО "Дерулюфт" Москва-Кенигсберг. Летавший на линии Fokker F.III показал себя надёжной машиной, обеспечив регулярность перевозок. Крупным заказчиком была и российско-германская компания Дерулюфт;
- 1927 год - Завершилась постройка авиетки АИР-1 (ВВА-3) конструкции А.С.Яковлева. Самолет был закончен и перевезен на Центральный аэродром;
- 1929 год - Начался перелет 7-и К-4 по маршруту Харьков-Ростов-Сочи-Минводы-Тбилиси - первый в СССР массовый перелет пассажирских самолетов;
- 1930 год -Бомбардировщики ТБ-1 впервые участвовали в первомайском параде в Москве. "Группа тяжелых кораблей" строем прошла над Красной площадью;
- 1931 год - На воздушном параде над Москвой впервые были показаны истребители И-5. Над Красной площадью летали, демонстрируя высший пилотаж, А.Б.Юмашев и А.Ф.Анисимов. Возглавлял группу И-5 начальник ВВС РККА Я.И.Алкснис на ярко-красном "Климе Ворошилове", который стал его личным самолетом;
- 1931 год - Приказом №55 по ВВС РККА в Иркутске основана 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). За годы своего существования училище стало подлинной кузницей авиационных инженерно-технических кадров для Вооруженных сил страны. В стенах училища подготовлено свыше 65 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников четырнадцать Героев Советского Союза и один Герой Российской Федерации, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС;
- 1934 год - В параде ВВС над Красной площадью в составе звена из истребителей И-14, И-15, И-16 участвовал истребитель И-14бис. Звено прошло на высоте 300 метров, потом каждый самолет поодиночке пролетел на максимальной скорости, на высоте 150 метров с последующей "горкой";
- 1936 год - Истребитель ЦКБ-19 (И-17) показали в полёте над Красной площадью. Летом в ходе испытаний зафиксировали максимальную скорость 485 км/ч и потолок 9700 м;
- 1936 год - В Комсомольске-на-Амуре собран первый серийный Р-6 (АНТ-7);
- 1939 год - Тяжелый дальний бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) пролетел над Красной площадью (еще раньше опытную АНТ-42 предлагали показать народу 18 августа 1937 года на Дне Авиации в Тушино, но тогда только-только начался первый этап совместных испытаний, и решили не рисковать);
- 1939 год - С.П. Супрун продемонстрировал на воздушном параде над Красной площадью И-180-2 (советский одномоторный истребитель-моноплан, созданный в ОКБ Поликарпова в 1938 году). В процессе испытаний И-180-2 показал скорость 540км/ч. Самолет был рекомендован к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошел госиспытания. Для отработки новой силовой установки решили построить третий опытный экземпляр - И-180-3(Е-З);
- 1940 год - В воздушном параде 1го мая принял участие опытный И-301 , пилот Никашин. Отполированный "рояль" вишневого цвета (за превосходную внешнюю отделку И-301 "роялем" прозвали механики) эффектно продемонстрировал свои возможности. Заводские испытания закончили 12 апреля, и вскоре машину предъявили на государственные испытания, которые проводились в НИИ ВВС с 15 по 27 июня 1940 года;
- 1940 год - Дальний бомбардировщик ДБ-ЛК конструктора Беляева пролетел над Красной площадью. И видела вся страна и лично товарищ Сталин, какие необычные самолеты строят советские конструкторы. Двухфюзеляжный бомбардировщик, четыре члена экипажа которого размещались попарно в двух кабинах: в левом фюзеляже — летчик и стрелок, в правом — штурман и стрелок-радист.
- Для такой ответственной акции на Ходынке полностью оснастили и опробовали новичка. Особист П.Обручев, отвечающий головой за мероприятие, перестарался, решив навести "лоск" - снять уродливый, на его взгляд, всасывающий патрубок с фильтром под капотом, который с неудовольствием могли заметить кремлевские руководители. В итоге на взлете карбюратор забился песком и пылью. Пришлось прервать полет, срочно заняться прочисткой карбюратора. Но, взлетев повторно, самолет все-таки успел пройти над Красной площадью. Правда, на трибуне мавзолея ни Сталина, ни Ворошилова уже не было.;
- 1940 год - Образовано Сызранское ВВАУЛ. Ныне Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрань — летное училище в городе Сызрань Самарской области. С середины XX века является ведущим российским учебным заведением в сфере подготовки летчиков на вертолеты военной авиации;
- 1941 год - Над Красной площадью в парадном строю пролетел полк Пе-2 (95-й полковника С.А.Пестова);
- 1940 год - Заложен 2-й экземпляр экспериментального одномоторного истребителя ЭОИ, (Разработчик: Беляев, СССР);
- Фюзеляж вытянутой, яйцевидной формы предполагалось оснастить герметической кабиной. Сиденье летчика и система управления размещались на консольной металлической ферме, а вся носовая часть в виде колпака могла отделяться при монтаже и ремонте. Для посадки в самолет и его покидания служила дверь автомобильного типа. Вооружить ЭОИ планировали двумя 23-мм пушками Таубина.
- 1942 год - Начался серийный выпуск моторов М-105ПФ. По постановлению ГКО от 30 апреля 1942 года завод № 26 (г. Уфа) с 1 мая перешел на выпуск моторов М-105ПФ, как начали называть серийные моторы с повышенным наддувом;
- 1947 год - В Москве состоялся первый публичный показ Ил-12. Внуковские летчики провели свои самолеты в строю над Красной площадью во время воздушного парада. В июне начались регулярные полеты Ил-12 с пассажирами на борту по воздушным линиям Аэрофлота, и к концу года эти машины эксплуатировались многими территориальными управлениями ГВФ. За это время они налетали около 4000000 км и совершили более 5000 посадок, перевезя более 120 000 пассажиров с большой экономической эффективностью. Так, стоимость одного тонно-километра оказалась в два раза ниже, чем на Ли-2;
- 1947 год - Состоялся первый демонстрационный полет над Красной площадью более 100 реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15;
- 1950 год - Бомбардировочный полк Московского округа, возглавляемый подп-ком А.А. Анпиловым на Ил-28 практически в полном составе прошел над Красной площадью, продемонстрировав миру новую машину Ильюшина. В НАТО ее окрестили Beagle (гончая);
- 1951 год - Окончена постройка бомбардировщика «150» (экспериментальный дальний бомбардировщик) конструктора Алексеева. Постройка бомбардировщика началась в 1950 г. на недостаточно подготовленной производственной базе завода № 256;
- 1954 год - Состоялся первый показ Ту-16 пролётом над Красной площадью девятки бомбардировщиков 203-го ТБАП;
- 1980 год - В режиме планера был облётан сверхлегкий учебный самолёт А-6 Белый.
2 мая
- 1894 год - Утвержден флаг воздухоплавательных частей, ставший первым официальным символом Воздушного флота России. Первый воздухоплавательный флаг России: в левом верхнем углу белого полотнища - гюйс, в правом нижнем - якорь с крыльями красного цвета;
- 1908 год - Русский изобретатель Владимир Валерианович Татаринов получил патент на планер-биплан, на котором совершил ряд успешных полетов в Петербурге; В том же 1908 году изобрел летательный аппарат особой схемы - "Аэромобиль", постройка которого завершена не была;
- 1916 год - В Смоленске завершена постройка четырехплана В.Ф.Савельева - старшего механика второго авиапарка. Испытывал капитан Юнгмейстер, по его мнению машина с двигателем Гном (потом Клерже) в 80 л.с. не уступала Альбатросу с мотором в 165 л.с., но мощность мотора надо было увеличить до 100 л.с. Потом В.Ф.Савельев проектировал большой пассажирский восьмиплан и построил в 1923 году четырехплан;
- 1916 год - ГВТУ подписало с В.А.Лебедевым контракт на постройку до конца года аэроплана Лебедь-12 (Альбатрос с «Сальмсоном») Срок контракта - до 31 марта 1917 года. Построили и опробовали до 1 марта 1919 года 216 экземпляров и 192 экземпляра были приняты;
- 1935 год - Первый полет бомбардировщика ДБ-А В.Ф.Болховитинова, Я.Н.Моисеев, Н.Г.Кастанаев. ДБ - А - («Дальний Бомбардировщик — Академия») — советский экспериментальный тяжёлый дальний бомбардировщик, спроектированный и построенный под руководством российского советского авиационного конструктора Виктора Болховитинова. На этом самолёте в 1936—1937 годах советскими лётчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. ;
- 1936 год - С.В.Ильюшин и В.К.Коккинаки были приглашены в Кремль. Были И.В.Сталин, В.М.Молотов, Г.К.Орджоникидзе, К.Е.Ворошилов, другие руководители и командование ВВС в полном составе. По воспоминаниям А.С.Яковлева именно на этой встрече был решен вопрос о запуске ДБ-3 в серийное производство (предполагалась дальность - 4000 км и В.К.Коккинаки подтвердил эту возможность) и о снятии с серии ДБ-2 (АНТ-37) и были разрешены рекордные полеты на высоту с нагрузкой и на дальность;
- 1936 год - Начало испытаний УТ-1(АИР-14) - учебно-тренировочного одноместного пилотажного самолета;
- 1975 год -Начался первый этап войсковых испытаний фронтового бомбардировщика Су-24. Войсковые испытания Су-24 проводились в 2 этапа: 1-й этап - с мая 1975-го по август 1976-го осуществлялся на базе 63 БАП, а 2-й этап – с января 1981 по март 1982 г. – на базе бомбардировочного авиаполка Закавказского ВО.
3 мая
- 1893 год - Российский промышленник Юлий Александрович Меллер приобрёл механическую мастерскую, позднее – самолётостроительный завод «Дукс» в Москве, ныне – АО «Дукс»;
- 1915 год - В состав Балтийского флота включен авиатранспорт «Орлица» с 4 гидросамолетами;
- 1932 год - Состоялся первый полет летающей лодки МБР-2 Г.М. Бериева, пилот Б.Л.Бухгольц. Полет состоялся в Севастопольской бухте Голландия, после рулежек и пробежек самолет оторвался от воды. В 1936 создана гражданская модификация МП-1;
- 1934 год - Закончена постройка автожира ЦАГИ А-7 Н.И. Камова и 21 мая 1934 был выполнен первый полет;
- 1936 год - СТО выпустил специальное постановление "О вооружении авиации". В нем говорилось, что основным видом вооружения самолетов считать скорострельное пушечное вооружение, не ослабляя внимания к пулеметному вооружению;
- 1937 год - Закончились госиспытания ЗИГ-1 конструкции Лявиля, Кулева и др. и построенного на заводе им. Гольцмана. 1 экземпляр разбили 15 ноября 1935 года. Доводил П.И. Эберзин. Всего построили 7 и эксплуатировались как ПС-89 до 1942года;
- 1940 год - На заводе № 240, в соответствии с приказом заместителя наркома авиапромышленности А.С.Яковлева, приступила к работе межведомственная комиссия, давшая "добро" на первый вылет бомбардировщика Ер-2 (дальний бомбардировщик, разраб -к -Ермолаев.);
- 1948 год - Пилот Лысенко, в ходе первого этапа ГИ, впервые поднялся в воздух на СХ-1 (Ан-2). Первый этап Госиспытаний СХ-1 прошел в НИИ ВВС. Таков был порядок - все советские самолеты независимо от назначения проходили через руки военных. У создателей СХ-1 это вызывало серьезное беспокойство за его судьбу, так как военные летчики в то время были увлечены испытаниями престижной реактивной техники. Они вполне могли "зарубить" антоновский биплан, просто не уделив ему должного внимания. Однако все обошлось, заключение ведущего летчика-испытателя Н. Шарова было вполне лояльным. Весной 1948 г. для продолжения Госиспытаний СХ-1 поступил в НИИ ГВФ, в котором имелся специальный отдел по применению авиации в народном хозяйстве. Ведущими от Института назначили: Г.И.Лысенко (летчик-испытатель), Н.М.Зазимко (инженер), А.В.Ильина (борттехник), С.Д.Попова и Я.М.Михайлова-Сенкевича (инженеры по сельхозоборудованию). Представителем ОКБ остался Эскин. Программа испытаний предусматривала определение летных характеристик самолета в двух вариантах: "чистом" и с подвешенной сельхозаппаратурой. В ходе их требовалось выяснить также возможности самого оборудования - производительность, ширину захвата, влияние скорости и высоты полета на эти параметры. Заключительным этапом испытаний должна была стать реальная работа самолета на полях;
- 1958 год - Летчик-испытатель В.М.Пронякин совершил первый полет на серийном самолете Су-9 на заводе №153;
- 1963 год - Учреждено Положение о нагрудном знаке «За безаварийный налет часов »;
- 1967 год - Состоялся первый полёт вертолёта Ка-25К. Транспортный вертолет-кран Ка-25К разработанный на базе противолодочного вертолета Ка-25ПЛ. Он оборудован системой крепления и выпуска троса для транспортировки крупногабаритных грузов общей массой до 2000 кг;
- 1989 год - Ан-225 Мрия стартовал с аэродрома Байконур, неся на спине свой первый груз - воздушно-космический самолет «Буран» массой более 60 тонн;
- 2007 год - Начались летные испытания двигателя НК-93 с использованием летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
4 мая
- 1903 год - Была опубликована статья Константина Эдуардовича Циолковского "Исследование мировых пространств рективными приборами";
- 1912 год - Доклад N127 начальника Морского Генштаба Морскому Министру, заложивший основы создания авиачастей на флоте;
- 1932 год - Приказом по ЦАГИ , начальником бригады № 3 истребителей и рекордных самолетов (с 1935 г. - КБ-3) назначают П.О.Сухого. Его заместителем становятся Н.Н.Поликарпов и Г.О.Бертош;
- 1937 год - Летчик-испытатель завода П.И.Котов успешно совершил на серийном Р-10 (ХАИ-5) № 135001 первый полет. Испытания шли успешно, и в четвертом полете 20 мая Котов опробовал в воздухе уборку и выпуск шасси. Двигатель М-25А имел все тот же винт "Гамильтон". Комплекты нового вооружения запаздывали, на головной серии монтировались турели МВ-2. В начале июня выпустили еще две машины, в облет которых включился летчик-испытатель военпредства капитан И.П.Бурылин;
- 1940 год - Вышло постановление КО при СНК СССР о постановке серийного производства самолетов ББ-1 (Су-2) на заводах №31 и 207;
- 1947 год - Состоялся первый полет реактивного самолета Як-17УТИ, пилот Г.С. Климушкин;
- 1949 год - На Саратовском авиазаводе внедрен в производство МиГ-15;
- 1955 год - Закончились заводских испытаниях СМ-9/2, в ходе которых летчики ОКБ-155 и ГК НИИ ВВС выполнили около 60 полетов, которые продемонстрировали хорошие летные качества машины, в особенности отличную вертикальную скорость у земли - до 180 м/с. В одном из полетов на СМ-9/2 Мосолов достиг на пикировании с высоты 9300 м скорости, соответствующей числу М= 1,462;
- 1961 год - Главнокомандующий ВВС утвердил тактико-технические требования к самолету Ил-38. Их подписал также зам. главнокомандующего по вооружению и зам. командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации И.И. Борзов, назначенный председателем государственной комиссии по самолету Ил-38. В соответствии с ТТТ Ил-38 должен иметь следующие данные: тактический радиус, 2200 км (время нахождения в районе на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой в 5850 кг не менее 3 ч), минимальнодопустимую индикаторную скорость полета - 350 км/ч);
- 1963 год - В.С.Ильюшин совершил на втором летном экземпляре Т-58Д-2, который был оснащен системой вооружения, включавшей РЛС "Орел-Д58" ("изд. ЗОЗД"), первый полет по программе ЛКИ, а через два месяца самолет предъявили в ГК НИИ ВВС для проведения Госиспытаний. На самолет установили новый носовой обтекатель с углом 28 град. при вершине, но не успели доработать киль. Ведущим инженером по испытаниям Т-58Д-2 был назначен В.М.Торчинский;
- 1965 год - Разработан воздушный винт АВ-90 для самолета АН-22 "Антей";
- 1979 год - Завершились проходящие в Кировском госиспытания Ми-14БТ. (ведущий инженер - И.Смородский, ведущий летчик-испытатель - В.Баракин). В процессе ГСИ отработали буксировку обычных и глубоководных, контактного, разомкнутого, соленоидного, акустического, электромагнитного тралов, трала "намагниченная труба", а также укладку шнурового заряда;
- 1984 год - Первый полёт новой модификации фронтового истребителя МиГ-29 9-13, оснащённого средствами РЭП (аппаратурой активных помех "Гардения") и увеличенным запасом топлива; В.В. Рындин.
5 мая
- 1917 год - Состоялся первый полет двухместного разведчика биплана с изменяемым в полете углом установки коробки крыльев механика Гатчинской авиашколы Ивана Ивановича Диля. Начало конструкторской деятельности унтер-офицера Диля относится к 1916 году, когда он участвовал в создании модифицированного самолета "Вуазен" летчика П. Иванова. В период 1916 - 1917 годы Диль построил двухместный биплан с ротативным двигателем "Рон" 80 л.с. Самолет, предназначенный к использованию в качестве разведчика, имел механизм изменения угла установки крыльев. В первом же полете 5 мая 1917 года в Жмеринке самолет потерпел аварию, не выйдя из крена на развороте. После аварии самолет ремонтировался. На этом все сведения о нем исчерпываются. С началом гражданской войны Диль примкнул к белому движению. В 1919 году, находясь в армии Колчака, построил в Омске биплан с крылом, имеющим механизм изменения угла атаки. Самолет, оснащенный двигателем "Рон" 110 л.с. успешно летал и даже рекомендовался к принятию на вооружение.;
- 1926 год - Со своей временной стоянки в Троцке (Гатчина) в направлении Северного полюса вылетел дирижабль "Норвегия" Р.Амундсена. Он прошёл над Лениградом. Полёт дирижабля увенчался успехом, это был первый в истории перелёт через Северный полюс;
- 1929 год - Состоялся первый полет пассажирского самолета АНТ-9, М.М. Громов. АНТ-9 является первым советским многомоторным летательным аппаратом, специализирующимся на пассажирских перевозках. Разработками проекта занимались в ОКБ Туполева. Самолет представлял собой верхнеплан с консолями крыла от военного АНТ-7 и мог принимать на борт до 9 пассажиров при двух членах экипажа. Максимальная скорость составляла 209 км/ч, а дальность с полной коммерческой нагрузкой - 1000 км. Всего было изготовлено 130 машин данной модели, которые работали на линиях авиакомпаний Добролёт, Дерулюфт, потом на линиях Средней Азии и Закавказья. Участвовал в перелете по Европе - "Крылья Советов" в 1929 г. Входил в состав агитэскадрильи им. М. Горького - "Крокодил";
- 1934 год - Была запущена первая в СССР неуправляемая крылатая ракета ОБ-1 конструкции С.П.Королева;
- 1937 год - Пассажирский самолет К-5М-17ф начал летать из Москвы в Ленинград (линию открыл пилот А. Муреев, рейс продолжался 3 часа 35 минут). Самолет имел отечественный двигатель М-17ф, созданый на Рыбинском ГАЗ №26 на базе лицензионного BMW-VI. Вариант К-5М-17ф появился в 1934 году. Использовался самолёт и на других магистральных трассах - из Москвы в Свердловск, Ташкент, Архангельск и другие крупные города. Самолёты работали практически во всех территориальных управлениях ГВФ. До 1940 эта машина являлась основным лайнером Аэрофлота на внутренних линиях;
- 1937 год - Над Северным полюсом, для уточнения возможности посадки на "вершине" Земли научной экспедиции И. Д. Папанина, на гражданском варианте самолета АНТ-7 с бортовым номером Н-166 пролетел экипаж П.Г. Головина;
- 1939 год - Первый в СССР полет с бортпроводницей, Э.Э.Городецкая, самолет ПС-84 (Ли-2), Москва-Ашхабад;
- 1942 год - Вышел Приказ Народного комиссара обороны СССР о создании первой воздушной армии фронтовой авиации. Начало перехода советских ВВС на новую организационную структуру;
- 1944 год - Был проведен первый полет опытного стратосферного перехватчика "И-222" созданного в ОКБ МиГ, самолет пилотировал летчик-испытатель А.И.Жуков;
- 1954 год - Состоялся первый полет, в рамках ГСИ, первого опытного самолета "М" (зав. №4300001)ОКБ Мясищева . Испытания "единички" проходили форсированными темпами и завершились уже 30 августа. Их главной задачей было исследование ЛТХ, а также устойчивости и управляемости самолета. Большинство заявленных характеристик удалось подтвердить, в частности, была получена максимальная скорость 950 км/ч на высоте 6700 м и потолок 12300 м. Зачетные полеты на дальность проводились на "дублере", который поступил в ГК НИИ ВВС только в марте 1955 г. Их результаты не радовали -вместо указанных в правительственном задании 12000 км самолет показал лишь 9500. (Ту-95 на завершающей стадии ГСИ в октябре 1957 г. достиг практической дальности 13000 км). Но прежде всего на "ДМ" испытывалось оборудование и вооружение. Правда, до начала поступления "эмок" в войска успели провести сбросы только обычных бомб. На Госиспытаниях также задействовали один из первых серийных самолетов (сер. №1114). В общей сложности на трех машинах было выполнено 99 полетов. ГСИ завершились 25 июля 1955 г. подписанием Акта, в котором, в частности отмечалось, что самолет пригоден для использования в строевых частях. В тот же период бомбардировщик получил официальное обозначение М-4;
- 1956 год - Издан приказ начальника ГУ ГВФ о формировании к 15 мая 1956 г. в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ в аэропорту Внуково авиаотряда Особого назначения (АОН);
- 1973 год - Совершил первый полет первый серийный самолет Ил-76, он же стал третьим опытным самолетом, который с аэродрома ташкентского авиационного завода поднял экипаж летчика-испытателя A.M. Тюрюмина. Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения (отработка вопросов посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники);
- 1982 год - Выполнил первый полёт модифицированный самолёт - транспортный дальний Ил-76ТД. По сравнению с Ил-76Т он имеет существенно большую производительность за счёт увеличения максимальной взлётной массы со 170 до 190 - 210 т, максимальной коммерческой нагрузки с 47 до 50 т и практической дальности полёта с увеличенной максимальной нагрузкой.В связи с увеличением максимальной взлётной массы и коммерческой нагрузки, а также для повышения ресурса проведены усиления конструкции крыла, фюзеляжа и шасси. На самолёте установлены улучшенные двигатели Д-30КП (серии 2), обеспечивающие сохранение максимальной взлётной тяги 11 760 даН (12000 кгс) при более высоких температурах окружающего воздуха;
- 1982 год - Также состоялся первый полет модифицированного самолета-заправщика Ил-78М;
- 1989 год - Первый полет спортивно-акробатического самолета Як-55М.
6 мая
- 1906 год - Родился летчик-бомбардировщик Герой Советского Союза Н.Ф.Гастелло. Герой Советского Союза. В Советской Армии с 1931 г. В 1933 г. окончил Луганскую военную школу пилотов. Участник советско-финляндской войны и боев на реке Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны командовал эскадрильей 207 авиаполка;
- 1929 год - Начальник летной школы Астахов утвердил акт комиссии о допуске легкого самолета Г-5 к летным испытаниям. Самолет, пилотируемый конструктором, совершил более 20 полетов, после чего их пришлось прекратить по причине изношенности старенького двигателя. Г-5 представлял собой достаточно элегантный свободнонесущий моноплан спортивного назначения. При его создании конструктор Грибовский использовал опыт постройки своих первых планеров. Силовая установка состояла из двухцилиндрового перевернутого V-образного мотора "Блекберн" 18 ABC мощностью 18 л.с. Даже с таким слабеньким двигателем хорошая аэродинамика позволила получить на Г-5 неплохие скоростные показатели - 160 км/ч вместо 150 км/ч расчетных;
- 1937 год - Была открыта регулярная воздушная пассажирская линия Ленинград - Москва;
- 1937 год - Летчик-испытатель Л.М.Максимов совершил на прототипе "7211" опытного истребителя И-207 (разраб-к: Боровков, Фролов) первый пятнадцатиминутный полет в районе аэродрома. Все было нормально. В течение месяца шли предварительные испытания, в ходе которых опытная машина поднималась в воздух 22 раза. Главным результатом этих испытаний стало подтверждение рациональности выбранной схемы и работоспособности элементов конструкции. Особо отмечались летные качества: простота взлета и посадки, отличная поперечная устойчивость и управляемость на всех скоростях, что позволяло в дальнейшем доверять самолет летчикам средней квалификации. Отнесенная к хвосту кабина пилота не вызывала неприятных ощущений при выполнении фигур пилотажа (как думалось поначалу) и, одновременно, обеспечивала отличный обзор;
- 1942 год - В Горьком (Н.Новгород) успешно завершились госиспытания самолета Ла-5. Самолет хотя и уступал по летным данным и вооружению И-185 с М-82А, имел то преимущество, что его выпуск мог быть налажен на заводах, выпускавших ЛаГГ-3 (сохранялась технология и большая часть оснастки), что и осуществили летом 1942 года;
- 1946 год - Совершил первый полет учебный самолет Як-18 с ПД М-11ФР-1, пилот Г.С. Климушкин. Сразу после Великой Отечественной войны в ОКБ А.С.Яковлева создали учебно-тренировочный самолет Як-18, положивший начало целому семейству спортивных самолетов. В конструкции Як-18 широко использовали опыт довоенного УТ-2 и созданного в 1944 году УТ-2М. После продолжительных испытаний в начале 1947 г. было начато производство. Самолеты использовались как в военной, так и в гражданской авиации в качестве учебно-тренировочных. Был разработан ряд вариантов самолета. Последний вариант, Як-18Т, представлял собой почти новый тип самолета. В общей сложности выпущено свыше 9000 машин всех вариантов;
- 1946 год - Была начата разработка проекта натурного макета самолета Су-10 (изделие Е) с работающими двигателями, предназначенного для продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ;
- 1947 год - Завершились заводские испытания дальнего бомбардировщика Ту-2Д (проект 65), начавшиеся 21 мая 1946 года. Ведущим летчиком был Ф.Ф.Опадчий, ведущим инженером Н.А.Генов. Первый полет состоялся 1 июля 1946 года;
- 1948 год - Летчик-испытатель ГК НИИ ВВС Д.Г.Пикуленко выполнил облет истребителя И-308 (ФР), а затем самолет был передан на государственные испытания. Однако главный экзамен И-308 не выдержал, и 31 августа В.Н.Юганов перегнал машину "ФР" обратно. К этому времени истребитель МиГ-9М морально устарел, так как уже полным ходом шли испытания опытных экземпляров истребителя МиГ-15 (И-310, С). Кроме того, перспективы запуска в серию у самолета И-308 отсутствовали по тем же причинам, что и у И-307;
- 1959 год - Установлен мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 500 км - 170,5 км/ч, В.В. Виницкий на Ка-15;
- 1965 год - Был издан приказ МАП, по которому ОКБ Сухого получило задание на постройку летающей лаборатории для натурной проверки режимов КВП. Самолету присвоили обозначение Т-58ВД, а создавался он на базе первого опытного Су-15. При этом пришлось доработать фюзеляж. Между воздушными каналами, в ряд, под углом 10° к вертикали установили три подъемных двигателя РД-36-35 тягой по 2540 кгс. В верхней части фюзеляжа разместили две открывающиеся створки воздухозаборника: переднюю для одного, а заднюю для двух двигателей. В нижней части фюзеляжа установили профилированные управляемые жалюзи, которые имели два рабочих положения, обеспечивая отклонение струи газов. Постройка Т-58ВД завершилась в декабре 1965 г., после чего начались отработки на специальном стенде. Он представлял собой площадку с металлическим покрытием, к которой швартовался самолет, и двигатель НК-12, установленный передней в качестве вентилятора в некоем подобии профилированной аэродинамической трубы. Поток на выходе из трубы позволял имитировать разбег самолета до скорости 400 км/ч. Испытания на стенде позволили полностью отработать все основные системы Т-58ВД;
- 1966 год - Проводились испытания доработанного серийного Як-28П №0915310 с использованием форсажных режимов на взлете и двухкупольного парашюта на посадке (летчики В.Баранов и С.Петерин). За время испытаний выполнили 14 взлетов и посадок. Длина разбега составляла 950-1075 м, а пробега - 650-750 м. Потребная длина бетонной ВПП равнялась 1280 м. Такие взлетно-посадочные характеристики самолета позволили организовать его базирование на аэродромах с укороченными полосами в труднодоступных районах Крайнего Севера. Доработки стали внедрять на серийные машины;
- 1967 год - Началось переоборудование серийного Ил-18Д №9403 на московском заводе "Знамя труда" в самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ (обозначение НАТО — Coot), оборудованный РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками Ил-20 или "изделие 20" и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на фирму после окончания в 1965 году. Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. СВ. Ильюшина;
- 1967 год - Состоялся первый взлет вертолета-крана Ка-25К, летчик Е.И.Ларюшин;
- 1968 год - Выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Ми-24 предусматривало, в числе прочего, и разработку на его основе перспективной модели винтокрылого штурмовика, обладающего более высокой скоростью полета, хорошей устойчивостью и маневренностью. К концу года в отделе перспективного проектирования МВЗ был выполнен первый проект винтокрыла Ми-28, который представлял собой дальнейшее развитие Ми-24 без десантно-грузовой кабины, но с жестким несущим винтом, дополнительными противопулевыми средствами и усиленным вооружением. К сожалению, отсутствие у заказчика четких представлений об облике такого аппарата, большая загруженность фирмы текущей работой, а также болезнь и смерть М.Л.Миля не позволили немедленно воплотить новую концепцию в жизнь. К углубленной проектной разработке боевого винтокрыла Ми-28 (изделие 280) сотрудники МВЗ им. М.Л.Миля под руководством нового главного конструктора М.Н.Тищенко вернулись в 1972 году;
- 1968 год - Установлено два мировых рекорда скорости: на базе 15-25 км - 727,840км/час, по замкнутому маршруту 100км - 706 км/час, экипаж Б.Константинова на Ил-18;
- 1971 год - А. С. Яковлев подписал проект штурмовик Як-45И. Отмечалось, что "Як-45И проектируется на базе лёгкого штурмовика Як-45, что значительно уменьшает стоимость проектирования и производства самолёта. Конструктивно самолёты почти одинаковы и различаются в основном составом оборудования и вооружения";
- 1974 год - Приказом МАП задана постройка двух летных экземпляров "опытно-экспериментального самолета" Су-25 (Т-8);
- 1977 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-17УМ (С-52У);
- 1987 год - Установлен мировой рекорд дальности на замкнутом маршруте - 29151 км, экипаж В.И. Терского на Ан-124 "Руслан";
- 1988 год - Установлен мировой рекорд дальности полета по прямой без дозаправки для самолетов среднего класса – 6341 км на самолете Ан-74, созданного в ОКБ им. О.К. Антонова специально для эксплуатации в арктических условиях, экипаж Ю.Н. Кетова;
- 1991 год - Создана пилотажная группа "Стрижи".
7 мая
- 1895 год - Преподаватель физики и электротехники Минных офицерских классов в Кронштадте А.С.Попов на заседании Русского физико-химического общества сделал доклад об изобретенной им системе связи без проводов. День радио;
- 1939 год - Состоялся первый полет высотного истребителя "100" конструкции В.М. Петлякова (в серии пикирующий бомбардировщик Пе-2), П.М. Стефановский. Пе-2 был самым распространенным двухмоторным бомбардировщиком в СССР. Самолет представлял собой цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На самолете имелись два двигателя жидкостного охлаждения М-105Р по 1100 л.с. каждый. Скорость самолета достигала 540 км/ч.
- Экипаж состоял из пилота, штурмана и стрелка-радиста. На самолете имелось мощное вооружение из пяти огневых точек. Только под Курской дугой группа Пе-2 сбила шесть вражеских истребителей. Этот самолет весом 8,5 т мог выполнять почти весь комплекс высшего пилотажа;
- 1944 год - Состоялся первый полет опытного стратосферного перехватчика И-222 ОКБ МиГ, А.И. Жуков. И -222 высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39Б и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б разработки ЦИАМ;
- 1947 год - Экипаж Н.К.Федорова приступил к полетам по программе заводских испытаний УТБ-2 (учебно-тренировочный бомбардировщик ОКБ Сухого) , завершившихся 14 мая. В выводах отчета по испытаниям отмечалось, что: "...Основные летные данные ... удовлетворяют ТТТ ВВС ВС...";
- 1948 год - Летчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий начинает полеты на самолете "78" ("73Р", Ту-16), но госиспытания самолет проходил под названием "Ту-16" (не путать с самолетом "88" в серии Ту-16). Ту-78 ("78") - фронтовой разведчик, разработанный в КБ Туполева на базе бомбардировщика "73". От бомбардировщика "73" он отличался удлиненной на 0,3 м носовой частью фюзеляжа, несколько увеличенным миделем центральной части фюзеляжа, вертикальным оперением, увеличенным объемом топливных баков и измененной стойкой носового шасси. В бомбоотсеке были установлены спецузлы под установку фотоаппаратов АФА-33/100, АФА-33/75 или 50, АФА-33/20, АФА-БА-40 (в дневном варианте) и НАФА-3с-50 (в ночном варианте). Особенностью "78" было внедрение заслонки-обтекателя, закрывавшей на крейсерском режиме полета третий двигатель, на "73" эта заслонка не устанавливалась, хотя в проекте ее предусматривали. Однако в серию самолет так и не пошел;
- 1948 год - Три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел Ту-6, у которого было достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды лидировал группу Ла-11. 8 мая, выполнив несколько полетов с льдины, они вернулись назад. Последним фоторазведчиком, созданным на базе Ту-2, стал самолет "65" с бензиновыми 1950-сильными двигателями АМ-44ТК (с турбокомпрессорами ТК-ЗООБ) жидкостного охлаждения. К его разработке в ОКБ-156 приступили в начале 1946 г. Двигатели А.А. Микулина отличались повышенным весом, и установка AM-44 на модифицируемом самолете сопровождалась смещением центровки вперед. В итоге, для обеспечения необходимого угла капотирования пришлось смещать колеса основных опор шасси вперед, удлинив их стойки;
- 1954 год - В Поти прошли контрольные испытания трех серийных Бе-6 выпуска 1952-53 годов С целью уточнения характеристик расхода топлива двигателями AШ-73. Было выполнено 32 полета с налетом 92 ч 35 мин, в том числе 2 полета на дальность, в которых участвовали машины в разведывательной конфигурации (т. е. без внешних подвесок) и бомбардировочной (с подвеской). Полученные материалы легли в основу инструкции по расчету дальности и продолжительности полета Бе-6;
- 1973 год - Совершил первый полет головной Ту-22М2.