13 марта
- 1916 год - Окончена постройка самолёта В.А. Слесарева «Святогор» (тяжелый бомбардировщик)– крупнейшего в России (размах крыла 36 м., длина самолета - 21 м., расчетная полетная масса - 6500 кг, скорость - свыше 100 км/ч, потолок - 2500 м.). В полёте не испытывался. И в воздух, к сожалению самолет так и не поднялся;
- 1925 год - Завершилось проектирование (конструктор Д.П. Григорович) пассажирского самолета ПЛ-1 (Пассажирский с Люцифером), позднее самолет назывался СУВП (Самолет Укр-ВоздухПуть). СУВП(самолет “Укрвоздухпуть”) — подкосный высокоплан с открытой кабиной летчика и трехместной пассажирской кабиной. Двигатель — “Бристоль-Люцифер” в 100 л. с. трехцилиндровый, минимальной мощности для такого пассажирского самолета;
- 1936 год - Первый полёт автожира ЦАГИ А-13;
- 1933 год - Начаты огневые испытания двигателя Ф.А.Цандера ОР-2, первого советского ЖРД, предназначенного для установки на летательный аппарат. ОР-2 — жидкостный ракетный двигатель конструкции Ф. А. Цандера. Предназначался для установки на бесхвостый ракетоплан РП-1 конструкции Б. И. Черановского.Первый жидкостный ракетный двигатель конструкции Ф. А. Цандера (ОР-2) с проектной тягой 50 кгс, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания — газообразным кислородом был изготовлен в МосГИРД в декабре 1932 года и испытан на кислородно-бензиновом топливе в марте 1933 года без участия его автора, умершего в том же месяце. При первых испытаниях двигатель разрушался.Учениками Цандера ОР-2 был переконструирован, бензин заменен этиловым спиртом для снижения температуры газов и облегчения охлаждения, введена керамическая облицовка камеры, а шифр двигателя изменен на 02;
- 1939 год - Воздушные винты АВ-1 ОКБ-150 К.И.Жданова устанавливаются на И-16, И-153 «Чайка»;
- 1942 год - Выходят Постановления Государственного Комитета Обороны: № 1435 « О повышении скорости серийных истребителей и форсировании мотора М-105П», № 1438 « Об организации производства самолетов Як-7 на заводе № 21 НКАП»;
- 1944 год - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 5381 « Об антиобледенительных устройствах для самолетов Ли-2 и Ер-2»;
- 1958 год - Первый полет самолета КВП Ан-14 "Пчелка";
- 1962 год - Совершил первый полет второй самолет Ту-128 2-й серии (№0202);
- 1980 год- Директива Генерального штаба о создании на основе частей Дальней авиации и фронтовой авиации четырех Воздушных Армий;
- 1987 – Ю.И. Митиков на самолёте вертикального взлёта и посадки Як-38М выполнил посадку «задним ходом» на палубу ТАКР «Баку» (после «Адмирал Горшков», далее был модернизирован и включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»);
- 1990 год - Совершил первый полет пятый образец МиГ-29М (бортовой №155). Он вышел на испытания раньше четвертого: на аэродром его перевезли в феврале 1990 года. Самолет участвовал в испытаниях по определению ЛТХ, характеристик устойчивости и управляемости, по оценке эргономики кабины, доводке РЛС (на нем, в частности, исследовался режим картографирования местности) и системы управляемого ракетного вооружения с ракетой Х-31А.
14 марта
- 1912 год - И.И.Сикорский на самолете С-6А с двигателем «Аргус» установил рекорд скорости с 4 пассажиарами 106 км/ч. Самолет был построен в конце зимы 1912 года. Основным отличием самолета явилась замена ферменной хвостовой части на фюзеляж. В апреле 1912 года самолет был показан на Московской выставке воздухоплавания, где и был награжден Большой Золотой медалью. После этих успехов И.Сикорский был приглашен на Русско-Балтийский вагонный завод в качестве главного конструктора авиационного отделения;
- 1936 год - Начались госиспытания второго экземпляра самолета ДБ-А. С целью подтверждения характеристик, полученных во время заводских испытаний опытной машины, второй экземпляр бомбардировщика ДБ-2А передали на государственные испытания в НИИ ВВС, которые и начались 14 марта 1936-го;
- 1939 - Первый полёт лёгкого спортивного самолёта Г-22 (разработчик Грибовский, СССР) с установленным на нём звездообразным двигателем Побджой "Ниагара" номинальной мощностью 85 л.с. Признавалось, что в данном варианте Г-22 повысил лётные характеристики и по ряду показателей превосходит Яковлевский УТ-1, оснащенный более мощным мотором;
- 1942 год - Были завершены испытания большого десантного планера конструкции Поликарпова БДП-2 на лыжах. В тот же период проводились мероприятия по уменьшению бафтинга хвостового оперения. В некоторой степени эту проблему удалось решить, прорезав в щитках ряд отверстий, которые уменьшали возмущенность потока. В Заключении по результатам испытаний в очередной раз отмечалась простота пилотирования БДП-2, большая полезная нагрузка, достаточная маневренность и устойчивость относительно всех осей при большом диапазоне центровок (27 - 41 %). Планёр рекомендовался к запуску в серийное производство;
- 1945 год - Состоялся первый полет истребитель И-225 (5А) конструкции ОКБ А.И.Микояна, пилот А.П.Деев. Первоначально на самолет планировали установить мотор АМ-43, однако из-за его отсутствия на него поставили АМ-42ФБ №01. Кроме того, самолет оснастили турбокомпрессором АМТК-1А, воздухо-воздушным радиатором, трехлопастным воздушным винтом АВ-5Л-22В диаметром 3,6 м, а также гермокабиной. Вооружение состояло из четырех синхронных 20-мм пушек СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов. Опытные пушки СШ-20 в дальнейшем планировали заменить на серийные Б-20;
- 1948 год - Начало серийного производства реактивного двигателя ВК-1. Первый советский крупносерийный турбореактивный двигатель. По конструкции представлял собой одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным компрессором и одноступенчатой турбиной. Двигатель ВК-1 серийно выпускался до 1958 года. Всего было изготовлено около 20 тыс. двигателей. Двигатель ВК-1 использовался на самолете МиГ-15. Он развивал тягу в 26,5 кН (2700 кгс). По существу, ВК-1 был усовершенствованным аналогом британского двигателя Rolls Royce "Nene". Эти усовершенствования выражались в увеличении камеры сгорания, лопаток турбины, в установке выходного устройства трубного вида и способствовали большему забору воздуха двигателя;
- 1952 год - Подписана Директива Главного штаба ВМС о формировании штатного подразделения корабельной авиации 220-го отдельного отряда вертолётов, командиром которого назначили капитана А.Н.Воронина. Таким образом этот день можно с полным основанием считать официальной датой рождения корабельных вертолётов, хотя по большому счёту, вертолёта, удовлетворяющего минимальным требованиям авиации ВМС, ещё не было;
- 1954 год - Состоялся первый полет первого серийного самолета Ил-14П с 2 ПД АШ-82Т, экипаж В. К. Коккиинаки, авиазавод № 84 (ТАПОиЧ);
- 1968 - В ОКБ С.В. Ильюшина начаты работы по созданию самолёта-заправщика Ил-78;
- 1980 - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-24М;
- 1983 год -Первый перелет на Кубу самолётов Ту-142М с посадкой на аэродроме Гавана. В этот период производились поиски ПЛ в Саргассовом море. Для первичного обнаружения ПЛ выставлялись поля из 12-16 буев РГБ-75 на интервалах 30-40 км площадью до 12 000 км2. Экипажи произвели 10 самолёто-вылетов, по докладам обнаружено 6 ПЛ, в том числе 4 ПЛАРБ (правда, осталось непонятным по каким признакам). Для классификации контакта применялись буи РГБ-55А, а для слежения, продолжительность которого составила 11 ч. 40 мин., РГБ-1 и РГБ-15.
15 марта
- 1929 год - Начались заводские испытания двухместного истребителя Поликарпова Д-2 (ДИ-2);
- 1935 год - Начались испытания самолета-звено в составе носителя ТБ-3 и истребителя И-Z . "ЗЕТ" пилотировал В.А.Степанчонок, самолет-носитель - П.М.Стефановский. Поначалу провели тренировки: Степанчонок подводил И-Z сзади под летящий на 140 км/ч ТБ-3, выравнивал скорости, а затем, давая помалу газ, зацеплял и обрывал поперечную перкалевую ленту. До 21 марта провели 25 таких тренировок. Первая в мире подцепка в воздухе самолета под самолет состоялась 23 марта 1935 г. После зацепления И-Z был подтянут, "Звено" снизилось до 500 м и пролетело над аэродромом, где находилась комиссия ВВС. Затем на высоте 1200 м благополучно произошла отцепка;
- 1942 год - Состоялся первый полет истребителя Ла-5, лётчик-испытатель Г.М. Мищенко. Главное новшество самолета Ла-5 - это его двигатель (мотор М-82 мощностью 1850 л.с.). В результате Ла-5 превратился в один из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолет развивал у земли скорость 515 км/ч, на высоте 3200 м - 567 км/ч, на высоте 6450 м - 600 км/ч. Время виража на высоте 1000 м - 25 секунд. Самолет был менее уязвим и более живуч, по сравнению с предыдущими. Вооружение: две 20-миллиметровые пушки СП-20 ("ШВАК") с боезапасом в 340 снарядов. На таком самолете летал Иван Кожедуб;
- 1942 год - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 1450 «Об организации Главного управления по производству авиавинтов в системе Наркомавиапрома»;
- 1943 год - В Казани создана комиссия по авиации Академии Наук СССР. Цель - научно-техническая помощь в развитии техническом оснащения ВВС. Прекратила деятельность с окончанием войны;
- 1944 год - Выходят Постановления Государственного Комитета Обороны № 5402 « О переоборудовании четырех самолетов Пе-8 в пассажирский вариант с дизельмоторами А4-30Б»;
- № 5403 1 «О бомбардировочном варианте самолета Як-9»; № 5404 «О производстве самолетов Ла-7»;
- № 5406 «Об авиационных лакокрасочных материалах»;
- 1946 год - Образован опытный завод N279 по разработке и изготовлению колес и гидрооборудования самолетов (ныне АК "Рубин");
- 1948 год - Постановлением Совета Министров No.790-255 от 15 марта 1948 г. самолёт под обозначением МиГ-15 с двигателем РД-45 была запущен в серийное производство на заводе No.1 им.Сталина;
- 1957 год - Ан-24 вышел на трассу Москва – Николаев;
- 1963 год - Завершены госиспытания "спарки" Як-28У, проводившиеся с 23 ноября 1962 года;
- 1967 год - Согласно решению комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 15 марта 1967 года ОКБ Антонова поручена разработка авиационно-морского поисково-спасательного комплекса Ан-22ПС. "Антей" оснащался оборудованием для поиска в акваториях Мирового океана экипажей кораблей и самолетов, потерпевших бедствие, одним-двумя спасательными катерами с командой и средствами их парашютного десантирования;
- 1978 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-22У
- 1978 год - Вышло Постановление правительства СССР №199-67 «О дальнейшем развитии Единой системы УВД гражданской и военной авиации»;
- 1990 год (15-17 марта) - Перелёт: Жуковский – Ташкент – Сингапур – Мельбурн (лётчик-испытатель А.Н. Квочур) на Су-27, маршрут протяжённостью 15.600 км преодолён за 18 час 40 мин лётного времени с двумя посадками и дозаправками в полёте.
16 марта
- 1856 год - Родился пионер отечественного военного воздухоплавания, русский изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы - Кованько Александр Матвеевич;
- 1935 год - Завершился зимний перелёт на самолёте .Ju-W33 (ПС-4) “СССР-42” (начало 31 января) по маршруту Москва – бухта Тикси с общим расстоянием 10500 км, пилот В.Л.Галышев;
- 1938 год - Прошли государственные испытания бомбардировщика СБ (рабочее название ЦАГИ-40 или АНТ-40), оборудованного специальной открытой кабиной летчика-инструктора Ф-1, установленной вместо кабины штурмана. Для этого был использован один из серийных самолетов авиазавода No.22, оборудованный специальной учебной кабиной, имевшей второе управление и все приборы, необходимые для летчика-инструктора. Конструкция кабины была разработана таким образом, что ее можно было устанавливать взамен кабины штурмана в строевых частях. После успешных испытаний самолет строился небольшой серией под обозначением УСБ. Всего за 1938 г было изготовлено 110 учебных кабин, из них 29 поставили на новые самолеты, а 81 кабину в виде комплектов для переделки отправили в авиашколы и строевые части. Прим. Самолет СБ (АНТ-40) был самым массовым серийным скоростным фронтовым самолетом-бомбардировщиком Туполева второй мировой войны;
- 1939 год - На базе Свердловских линейных мастерских Уральского участка Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск были организованы Свердловские авиаремонтные мастерские ГВФ, положившие начало заводу № 404 ГА. Ныне АО «Уральский завод гражданской авиации" - одно из крупнейших предприятий гражданской авиации Минтранспорта Российской Федерации. Выпускает легкие самолеты для спортивно-тренировочных полетов, туризма, сельхозработ, производит капитальный ремонт авиатехники;
- 1940 год - На базе конструкторского бюро №29 в г. Подлипки был организован завод, получивший № 289 (ОКБ П.О. Сухого);
- 1941 год - Был установлен мировой рекорд продолжительности полёта – 69 ч 20 мин и дальности полёта по прямой – 2766,814 км, Б.Неверов, С.Гайгеров на сферическом аэростате “СССР-ВР73”;
- 1943 год - Был совершен первый полет высотного разведчика и бомбардировщика Ил-4ТК с двигателями М-88Б, экипаж Коккинаки В.К. Ил-4 был основным советским дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны. Самолет имел обтекаемые формы фюзеляжа, убираемое в полете шасси, гладкую дюралевую обшивку. Ил-4 брал на борт 1 т бомбовой нагрузки. Скорость на высоте 6 км достигала 400 км/ч. Высотные полеты самолета показали несоответствие расчетных характеристик ТК-3 практическим данным, полученным в полетах до высоты 9300 м. Кроме того, воздушные винты ВИШ-61ИФ не обеспечивали самолету требуемой скороподъемности. В связи с этим на самолете Ил-4ТК предполагалось установить усовершенствованные турбокомпрессоры ТК-М и новые высотные воздушные винты АВ-9Ф. Но эти работы так и не были выполнены. В условиях завоеванного в 1943 г. советской авиацией стратегического превосходства в воздухе обычные самолеты Ил-4, сопровождаемые истребителями, успешно справлялись с выполнением поставленных перед ними боевых задач, и дальнейшая работа по совершенствованию самолета Ил-4ТК была признана нецелесообразной;
- 1945 год - Вышли Постановления Государственного Комитета Обороны № 7850 «О неотложных мерах по обеспечению отгрузки авиафанерной березы и авиационной сосны» и № 7855 « О восстановлении и строительстве в 1945 году аэродромов и аэродромных сооружений для ВВС Красной Армии, ВВС Военно-Морского Флота и ГУГВФ;
- 1948 год - Завершились испытания на привязи легкого многоцелевого вертолета «ЭГ» конструкции Яковлева;
- 1965 год - Лётчик-испытатель А.В. Федотов на Е-155Р1(МиГ-25) достиг на 1000-км маршруте скорости 2319 км/ч с грузом 2 т (рекорд был зарегистрирован как без груза, так и с грузом в 1 и 2 т);
- 1985 год - Совершил первый полет в Казани на КАПО им. С.П.Горбунова второй самолет первой серии Ту-160 (№1-02). От первой опытной машины серийные внешне отличались чуть более облагороженной аэродинамикой, в особенности обводами носовой части фюзеляжа;
- 1996 год - Первый полет учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ;
- 2002 год- Реактивный учебно-боевой самолет Як-130 выбран для ВВС России;
- 2019 год - С аэродрома Иркутского авиационного завода (корпорация «Иркут»), совершил свой первый полёт третий опытный образец нового российского ближне-среднемагистрального самолёта МС-21-300.
17 марта
- 1920 год - Состоялся первый перелёт в тяжёлых условиях через пустыню, С.А.Монастирьёв и член РВС ХІ армии С.М.Кров на самолёте “Фарсаль” (“Фарман” 30 с двигателем “Сальмсон”);
- 1923 - Основан "Добролет", ставшего родоначальником Аэрофлота. Состоялось первое организационное собрание учредителей общества "Добролет". В уставе общества указывалось, что общество учреждается “для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъемок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности”. В случае войны “Добролет” передавал все свое имущество в распоряжение правительства;
- 1933 год - При ГУ ГВФ сформирована сводная агитационная эскадрилья им. М. Горького для обслуживания важнейших делегаций и популяризации Гражданского воздушного флота, командир - журналист М.Е. Кольцов;
- 1942 год - В Мурманске состоялось торжественное вручение английских орденов советским летчикам А.А. Коваленко, А.Н. Кухаренко, Б.Ф. Сафонову и И.К. Туманову за храбрость и высокое мастерство в воздушных боях с противником. Четыре наших летчика: награждены Высшим авиационным орденом Великобритании - Большой серебряный крест "Ди-Эф-Си". Награды вручал в торжественной обстановке прибывший в Заполярье глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфарлан;
- 1944 год - Летчик Г.М. Шиянов начал летные испытания второго высотного Ла-5ФН с ТК-3 и крылом увеличенной площади. На этой машине встретились с теми же дефектами, что у первого перехватчика. Видимо, в 1944 году все работы по Ла-5ФН с турбокомпрессорами прекратились, поскольку уже появился более скоростной Ла-7 аналогичного назначения;
- 1945 год - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 7861 « Об изготовлении опытной партии реактивных авиационных торпед, разрабатываемых НИИ-1 НКАП»;
- 1945 год - Начались Госиспытания эталона ударного истребителя Як-9УТ, ОКБ Яковлева;
- 1948 год - Начались совместные с МАП Госиспытания противообледенительной системы, установленной на самолётах Ла-11. Первоначально на Госиспытания был представлен самолёт Ла-11№ 51210327 с противообледенительной системой, включавшей устройство для обогрева носков крыльев горячими выхлопными газами мотора, тепловой электротермический антиобледенитель стабилизатора, жидкостный антиобледенитель винта и лобовых стекол кабины (16 литров водно-спиртовой смеси 50 х 50). Антиобледенитель крыла работал удовлетворительно, но из-за повышенной коррозии алюминиевых сплавов, использовавшихся в конструкции крыла и находившихся под действием горячих выхлопных газов, не рекомендовался для серийного производства. Вслед за этим на Госиспытания предъявили Ла-11 №51210401, оборудованные обогревателями БО-20, которыми позже стали комплектоваться серийные истребители. Почти одновременно прошли испытания антиобледенители центроплана, киля, антенны и входного устройства маслорадиатора;
- 1966 год - Первый запуск с космодрома "Плесецк" военного спутника "Космос-112". Считается датой ввода в строй Российского космодрома Плесецк;
- 1996 год - На летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ. На митинге в честь этого события выступили заместитель председателя Госкомоборонпрома Анатолий Братухин, посол США в России Томас Пикеринг, генеральный директор АНТК имени А.Н.Туполева Валентин Климов, главный конструктор Александр Пухов, вице-президент корпорации Рокуэлл - Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости. В июне 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма «Боинг» успешно завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.
18 марта
- 1938 год - В Ленинградской области из летчиков, воевавших в Испании, для выполнения особых задач сформирован 19-й истребительный полк, один из наиболее отличившихся в период Великой Отечественной войны. Полк советских асов участвовал в боях на самых опасных направлениях. За боевые заслуги в 1944 г преобразован в 176-й гвардейский истребительный авиационный полк. Удостоен почетного наименования Проскуровского, награжден орденами Красного Знамени, Кутузова и Александра Невского;
- 1943 год - Состоялись первые две рулежки истребителя ГУ-1 конструктора Гудкова, с разгоном до скорости 120-140 км/ч;
- 1948 год - Испытатели (экипаж в составе летчика-испытателя М.В. Цепилова и бортмеханика Д.Я. Чернецкого.) доложили о полном выполнении программы испытаний самолета-амфибии Бе-8. В отчете М.В. Цепилов отмечал, что амфибия может быть передана на государственные испытания, а "полученные высокие мореходные качества амфибии Бе-8, ее отличные пилотажные свойства, допустимость принятия в счет перегрузки дополнительного числа пассажиров и груза дают основание считать целесообразным вести разработку ряда модификаций амфибии Бе-8: патрульного варианта, учебно-тренировочного и транспортного". Несмотря на успешно пройденные испытания и положительные отзывы испытателей, "выдать "Аннушку" замуж", как невесело пошутил Георгий Михайлович Бериев, не удалось. Ни военные, ни гражданские заказчики самолетом не заинтересовались;
- 1950 год - Состоялся первый полёт учебно-тренировочного самолёта Ил-28У с двумя турбореактивными двигателями ВК-1, пилот В.К.Коккинаки. Ил-28У – учебный самолет разработанный в 1949 году. Вместо кабины штурмана установлена кабина учлёта. Первый полёт состоялся 18 марта 1950 года. Выпускался на Московском авиозаводе №30;
- 1951 год - Родился Вячеслав Петрович Кондратьев, советский авиаконструктор. Работал в ОКБ А.С.Яковлева и П.О.Сухого. В дальнейшем главный конструктор НКФ "Техноавиа". Разработал самолёты Як-50, Як-52, Як-53, Су-26, СМ-92, СМ-94, СМ-95, GM-17. Известен своими многочисленными публикациями в журналах "Крылья Родины", "Моделист-конструктор";
- 1957 год - Впервые на Ан-2 на лыжном шасси который пилотировал легендарный летчик И.П.Мазурук, вместе с А.С.Поляковым осуществили посадку на вершину айсберга к востоку от "Мирного";
- 1959 год - Вышло Постановление СМ СССР о создании Ан-8Ш - самолета для группового обучения самолетовождению курсантов и штурманской тренировки летного состава в строевых частях. В грузовом отсеке планировалось разместить 18 дополнительных рабочих мест: 16 из которых - для обучаемых, а 2 - для штурманов-инструкторов;
- 1959 год - Задана разработка учебно-боевого варианта истребителя-перехватчика Т-3 (ген. конструктор т. Сухой);
- 1961 год - Состоялся первый полет дальнего сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128, экипаж М.В. Козлова и К. Малхасяна. Первый полет продолжался 30 минут. Самолет строили до 1971 г, всего было выпущено 198 машин. Это был самый большой в мире (взлетный вес - 43 т) истребитель-перехватчик. На смену Ту-128 пришел МиГ-25;
- 2008 - Состоялся первый полет серийного палубного самолета МиГ-29КУБ (бортовой номер 113), П.Н.Власов, А.П.Пелих.
19 марта
- 1906 год - (19 марта по ст.ст./1 апреля)Родился советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев. После окончания в 1931 году Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского работал на Московском авиационном заводе N 39 имени В.Р. Менжинского, где в 1932 г. сформировал конструкторское бюро лёгкой авиации. С 1935 года главный конструктор, в 1956-84 гг. генеральный конструктор, в 1940-46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством А.С.Яковлева создано более 100 типов самолётов, в том числе широко известные учебные самолёты (УТ-1, УТ-2, Як-11, Як-18, Як-52), бомбардировщики (Як-4, Як-28), истребители (Як-1, Як-3, Як-9, Як-15, Як-25), первые отечественные самолёты вертикального взлёта и посадки (Як-36 и Як-38), спортивные самолёты (Як-18П, Як-50, Як-55), реактивные пассажирские самолёты (Як-40, Як-42) и др., а также вертолёт Як-24 ("летающий вагон"). На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда. А.С.Яковлев академик АН СССР, генерал-полковник авиации, лауреат Ленинской премии, шести Государственных (Сталинских) премий СССР, дважды Герой Социалистического Труда;
- 1913 год - Родился Александр Иванович Покрышкин, военный лётчик-истребитель, воздушный ас и мастер воздушного боя, первый трижды Герой Советского Союза, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, Маршал авиации (16.12.1972);
- 1925 год - Завершился перелёт по маршруту Москва – Липецк – Харьков – Киев – Гомель – Смоленск – Москва; В.Б.Иншаков и Таусон на Р-1 "Искра", на котором испытан первый двигатель М-5 завода “Икар”. Прим. Р-1 "разведчик первый" - первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года;
- 1934 год - Начались испытания (на лыжах) самолета Ш-5 , которые продолжались до конца года, так как в ходе их была поломка шасси из-за производственного дефекта. В целом данные были неплохими, но стала очевидной устарелость самолета, задуманного в 1929 году, в части схемы, форм и конструкции. Специализированный самолет Ш-5 для аэрофотосъемки не был создан, применялись снимаемые с вооружения Р-6;
- 1935 год - Завершился перелёт по маршруту Москва – остров Диксон (начало 11 марта) общим расстоянием 13000 км, В.С.Молоков на самолёте “СРСР-Н2”;
- 1940 год - На аэродроме в Подлипках (под Москвой) был проведен третий полет ракетоплана "РП-318-1" конструкции С.П.Королева с ЖРД Л.С.Душкина, пилотировал летчик В.П.Федоров;
- 1954 год - Георгий Александрович Седов на МиГ-19 с двигателями РД-9Б достиг скорости 1452 км/. Прим. Г.А.Седов, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), авиаконструктор, Герой Советского Союза (1957), лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий, генерал-майор авиации (1968). С 1942 г. на испытательной работе в НИИ ВВС. С 1950 г. работал в ОКБ А.И.Микояна. Испытывал МиГ-17 (СИ-2), И-350 (М), СМ-2 (И-360), МиГ-19, СМ-9, Е-4, Е-2А. В 1958-1970 гг. был зам. главного конструктора по лётным испытаниям. С 1970 г. на конструкторской работе. Руководил разработкой всех модификаций МиГ-23, МиГ-27, МФИ (1.42). С 1997 г. - советник генерального конструктора;
- 1954 год - Выходит Постановление СМ СССР и ЦК КПСС No.473-213 от 19 марта 1954 г. "О создании экспериментального самолета для исследовательских полетов со сверхзвуковыми скоростями на больших высотах". Вышедшим через пять дней приказом МАП No.189 коллективу ОКБ-155 предстояло на базе истребителя МиГ-19 построить опытный экземпляр такой машины и сдать ее на летные испытания в мае 1955 года. Так рождался экспериментальный истребитель перехватчик Е-50;
- 1969 год - Появились ТТТ к лёгкому самолёту-штурмовику (ЛСШ). В конкурсе участвовали четыре КБ: С.В.Ильюшина, А.И.Микояна, П.О.Сухого и А.С.Яковлева. В июле 1969 г. комиссия ВВС рассмотрела предложения. После продолжительной дискуссии проекты двухместных самолётов Ил-42 и Як-28ЛШ отклонили. Состязание продолжили штурмовики Т-8 и МиГ-21ЛШ. Вероятно, рассматривали и проект штурмовика Як-45.