6 февраля
7 февраля
№ 1254 « Об обучении летчиков на новых типах самолетов в 1942 году»;
№ 1255 « О т. Новикове А.А.;
№ 1256 « О дополнительном обеспечении рабочей силой авиационных заводов в г. Куйбышеве».
№1264, по которому вопрос о зимней эксплуатации самолетов на лыжном шасси был снят. Было признано более целесообразным производить расчистку и укатку ВПП силами БАО;
8 февраля
9 февраля
10 февраля
11 февраля
12 февраля
- 1983 год - Родился авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович. В 1913г. сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Через два года построил летающую лодку М-9, вооруженную пушкой. В 1916 году был построен первый в мире гидросамолет-истребитель М-11. Под его руководством создан истребитель И-2 бис, а в 1930 г. совместно с Н. Н. Поликарповым — истребитель И-5;
- 1910 год - Отдел Воздушного Флота непосредственно приступил к решению проблем развития авиационного дела в России. Уже через месяц во Францию были откомандированы восемь офицеров для обучения полету и семь нижних чинов для изучения моторов. Одновременно было решено заказать во Франции 11 аэропланов различных типов. Председателем приемной комиссии был назначен капитан Мациевич. Также ОВФ предполагал создать авиационную школу в Севастополе;
- 1916 год - Во время Первой мировой войны в ходе бомбардировки турецкого порта Зонгулдак проведена крупнейшая воздушная операция с использованием 14 самолетов, базировавшихся на авиатранспортах «Александр I» и «Николай I» Черноморского флота, водоизмещением каждый по 9200 т. Каждый мог принимать на борт 6—8 гидросамолетов. Операция против Зунгулдака была новым словом в тактике флота. Моряки стали использовать самолеты для удара по недоступным корабельной артиллерии целям. В этой операции главной силой были авиатранспорты с их оружием — гидросамолетами, а все остальные корабли - средствами боевого обеспечения;
- 1935 год - Завершены заводские испытания самолета Архангельского СБ 2ИС (АНТ-40-2). ANT-40-2 или СБ 2ИС-прототип с двигателями «Испано-Сьюза» (ИС) мощностью 780 л.с. Построен в конце 1934 года, первый полёт совершил 30 декабря 1934 под управлением Н. С. Журова. На начавшихся в январе 1935 года лётных испытаниях самолёт показал скорость 433 км/ч. Испытания продолжались до апреля 1936 года. Прототип стал эталоном для серийного производства;
- 1943 год - Завершились (начались 6 ноября 1942 года) испытания по программе опытной эксплуатации транспортного самолета особого назначения ПЕ-8ОН. Возможность использовать дальний бомбардировщик Пе-8 для трансокеанских перелетов была успешно доказана в мае 1942, когда советская правительственная делегация была доставлена в США на борту этого самолета, после чего он благополучно вернулся в Москву. Возможно, что один из двух построенных Пе-8 ОН был использован для полета И.Сталина в Тегеран на знаменитую конференцию глав союзных держав;
- 1967 год - Завершены заводские испытания (начались 28 декабря 1966 года) фронтового разведчика Як-28Р ОКБ Яковлева. Самолет строили на базе Як-28И, выполняя значительные конструктивные изменения. На машине применили новый фонарь кабины летчика - увеличенный по высоте и с клиновидным козырьком. Для улучшения обзора из кабины штурмана увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, причем вместо обычного нижнего стекла установили специальное оптическое. Первые серийные машины сошли со стапелей Иркутского завода в январе 1966 года. Однако летные испытания головного самолета начались лишь 1 декабря и продлились до 30 октября 1967 года. Производство Як-28Р (изделия "28Р") продолжалось до 1970 года. Было выпущено 183 машины в различных вариантах. Самолет оказался наиболее удачным представителем этого семейства;
- 1974 год - Начались заводские летные испытания фронтового бомбардировщика Су-24 с двигателями Р29Т-300;
7 февраля
- 1754 год - Михаил Васильевич Ломоносов построил и запустил заводную модель вертолета с двумя несущими винтами, каждый из которых вращался в противоположные стороны. На сегодняшний день такой принцип используют многие конструкторы новых летательных аппаратов. Есть предположение, что модель Ломоносова была первой самодвижущейся моделью вертолета;
- 1885 год - Начало военного воздухоплавания в России. В Санкт-Петербурге сформирована Воздухоплавательная команда – первое в русской армии воздушное регулярное подразделение под началом поручика А.М.Кованько. Занималась всем, что летает - от почтовых голубей до первых аэропланов. На протяжении многих лет располагалась в Гатчине, где находился учебный аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (первый в России), и в 4-х километрах от Гатчины, в деревне Сализи – учебный полигон с аэростатами и эллингами для них. В апреле 1887 года команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и основан Учебный воздухоплавательный парк (УВП);
- 1920 год - Приказом РВС Республики за проявленные подвиги в борьбе с белогвардейцами и интервентами 2-я отдельная противосамолетная железнодорожная и 3-я противосамолетная батареи награждены Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК;
- 1942 год - Выходят Постановления Государственного Комитета Обороны:
№ 1254 « Об обучении летчиков на новых типах самолетов в 1942 году»;
№ 1255 « О т. Новикове А.А.;
№ 1256 « О дополнительном обеспечении рабочей силой авиационных заводов в г. Куйбышеве».
№1264, по которому вопрос о зимней эксплуатации самолетов на лыжном шасси был снят. Было признано более целесообразным производить расчистку и укатку ВПП силами БАО;
- 1943 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 2841 « О развертывании строительства самолетов Ил-2 с АМ-38ф в варианте корректировщика и формировании корректировочных эскадрилий». ГКО своим Постановлением № 2841 обязал Ильюшина "...до окончательной отработки самолета-корректировщика приспособить существующий двухместный самолет Ил-2 с АМ-38ф, установив радиостанцию РСБ и фотоустановку". В марте 1943 г. Ил-2 - корректировщик-разведчик был построен. У Ил-2КР полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного "Ила" с АМ-38ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3бис с большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием радиоантенны, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.
- 1943 год - На Саратовском авиазаводе освоено серийное производство Як-1М;
- 1944 год - Начался основной этап испытаний Як-3 ВК-107 "Дублер" после устранения дефектов, выявленных на экземпляре N1. Производство "Дублера" закончено 22 января 1944 г., он проходил заводские испытания с 25 по 29 января 1944 г. (летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер Е.Г.Адлер, механик М.М.Щипанов). Произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч 45 мин.
- Государственные испытания, которые проходил "Дублер", проводились в два этапа: основные - с 7 февраля по 15 мая 1944 г. и дополнительные (после устранения дефектов) - с 13 июля по 29 августа 1944 г. По результатам госиспытаний было сделано следующее заключение: Як-З с двигателем ВК-107А по основным летно-тактическим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка 11 800 м является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей. Самолет с такими данными необходим для вооружения ВВС СА;
- 1946 год -Государственная макетная комиссия рассмотрела предъявленный макет , который с некоторыми замечаниями 16 февраля был утвержден командующим ВВС КА маршалом авиации А.А.Новиковым. 26 февраля 1946 года СНК СССР своим постановлением утвердил план опытного самолетостроения на 1946-47 годы. Это постановление и приказ НКАП от 27 марта 1946 года обязали главного конструктора и директора завода № 134 П.О.Сухого, наряду с другими самолетами, "... спроектировать и построить одноместный истребитель с двумя ЮМО-004. Так рождался первый реактивный Су-9 П.О.Сухого;
- 1948 год - Состоялся первый взлет бомбардировщика Ил-22с четырьмя турбовинтовыми двигателями ТР-1 и со стартовыми ускорителями СР-2, В.К. Коккинаки;
- 1964 год - Согласно Постановлению Совета Министров СССР №123-43 от 7 февраля 1964 года начата разработка системы К-26П и самолёта-носителя Ту-16К-26П;
- 1966 - Прототип Як-36, пилот Мухин, взлетев вертикально выполнил полет по кругу и произвел посадку по самолетному. 24 марта 1966 года состоялся полет по кругу с вертикальными взлетом и посадкой. Эту дату можно считать днем рождения отечественного вертикально взлетающего самолета;
- 1980 - Летчик-испытатель В.М.Чиркин совершил первый полет на опытном самолете Су-27.
8 февраля
- 1926 год - Полностью закончилось изготовление двухместного истребителя 2И-Н1 (ДИ-1) спроектированого под руководством Н. Н. Поликарпова, а 9 февраля разобранный аппарат перевезли на Центральный аэродром Москвы, где немедленно приступили к его сборке и регулировке. Самолёт 2И-Н1 (ДИ-1) стал прототипом серийного одноместного истребителя И-3 и двухместного ДИ-2, имевших такую же общую схему, форму и конструкцию;
- 1929 год - Конструктором автожира КАСКР Н.И. Камовым введен новый термин и в русском языке появляется новое слово - "вертолет". Так авиаконструктор Николай Ильич Камов назвал свое изобретение - первый советский вертолет Каскр-1 "Красный инженер". До того вертолет называли французским словом "автожир" - от греческих слов autos - "сам" и gyros - "вращение";
- 1931 год - После опробования машины в воздухе, летчик-испытатель И.Ф.Козлов перегнал истребитель И-12 в Монино, где продолжились наземные огневые испытания. Первые наземные стрельбы состоялись 11 ноября на аэродроме НИИ ВВС. Отстрелялись вполне успешно, однако при возвращении в Москву самолет подломал костыли. И-12 (АНТ-23)-один из первых истребителей, разработанных специально под динамо-реактивные («безоткатные») орудия АПК-4 калибра 76,2 мм. Л. В. Курчевского;
- 1944 год - Завершились полигонные испытания Ил-2 с НС-45. . Испытания показали неудовлетворительную эффективность стрельбы. Кроме НС-45, на Ил-2 АМ-38ф планировалась установка 45-мм пушек ОКБ-15 конструкции Б.Г.Шпитального - Ш-45. Последние испытывались на Як-9Т. Но поскольку испытания Ил-2 с НС-45 дали отрицательный результат, пушки Ш-45 на Ил-2 устанавливать не стали;
- 1946 год - Завершились повторные государственные испытания скоростного пикирующего бомбардировщика Ту-10 (на заводе он шел под шифром "68", в ВВС - Ту-10, а одно время машину обозначали Ту-4). В Акте НИИ ВВС № 17 за 1946 год по результатам повторных государственных испытаний самолета "68" 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что "самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех дефектов, отмеченных в акте". Ту-10 стал последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже работало над реактивными самолетами;
- 1999 год - Первый полет пассажирского Ту-334 с ТРДД Д-436Т1, экипаж А. Солдатенкова.
9 февраля
- 1923 год - Создан Совет по гражданской авиации. Принято постановление Совета труда и обороны РСФСР «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Считается днем основания гражданской авиации СССР;
- 1937 год - Начался круговой перелет по Сибири и трассе СевМорПути. Самолет АНТ-4. Преодолено 23 000 км., 47 посадок. Командир экипажа Фабио Брунович Фарих;
- 1946 год - На территории авиазавода № 86 в Таганроге образовано Опытное предприятие морского самолетостроения (директор и гл. конструктор Г. М. Бериев). Постановлением Совета Министров СССР от 21.06.1946 года, завод преобразован в Государственный союзный опытный завод морского самолетостроения (№ 49). В конце июня 1947 года начались испытания летающей лодки Бе-6;
- 1970 год - Задана постройка штурмовика Т-58М с крылом изменяемой стреловидности;
- 1972 год - Свой первый регулярный рейс Москва - Минеральные Воды Ту-154 совершил в день 49-й годовщины "Аэрофлота" - 9 февраля 1972 года. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И.Багмута, второго пилота А.В.Алимова, штурмана В.А.Самсонова и бортинженера С.С.Сердюка;
10 февраля
- 1940 год -Первый полёт третьего опытного экземпляра истребителя И-180-3 (Е-З), ОКБ Поликарпова. Лётчик-испытатель Е. Уляхин поднял его в воздух. Начался первый этап заводских испытаний этой машины, который продолжался до 8 апреля;
- 1944 - Закончились испытания истребителя Ла-5 (№206), ОКБ Лавочкина, на котором был выполнен комплекс доработок по улучшению аэродинамики самолёта. Продувки Ла-5 в натурной трубе позволили определить основные направления улучшения внешней и внутренней аэродинамики самолёта: раз нет более мощного мотора, значит надо "вылизывать" самолёт и облегчать конструкцию. Выяснилось, что внутренняя герметизация самолёта дает прирост скорости в 24 км/ч, полное закрытие куполов шасси - еще б км/ч; перенос маслорадиатора из-под капота двигателя под фюзеляж позволял снизить поперечное сечение радиатора за счет увеличения прохождения воздуха через него. Также благотворно влияло на аэродинамику истребителя удаление от поверхности центроплана нижней части боковых створок капота двигателя. Еще несколько километров скорости давал перенос воздухозаборника двигателя с крыши капота в корневую часть центроплана. С облегчением планера возникли трудности - все, что с машины можно было снять безболезненно - уже сняли, жертвовать прочностью конструкции, как это сделал Яковлев, Лавочкин не стал;
- 1950 год - Завершилась программа заводских испытаний самолета Ла-200 ОКБ Лавочкина, во время которых было совершено 40 полетов с общим налетом 18 ч 33 мин, и самолет "200" был предъявлен на государственные испытания. Долгие мытарства с новыми РЛС и СУВ не позволили этому самолету занять в строю подобающее ему место;
- 1972 год - Первый полет модифицированной «Аннушки» -экспериментального сельскохозяйственного самолета Lala-1 только с поршневым двигателем. В 1971 году в Институте авиации был разработан интересный проект переделки самолета Ан-2 в летающую лабораторию Lala-1, предназначенную для определения влияния реактивной тяги на эффективность сельскохозяйственной техники. Проект был разработан группой под руководством польского инженера Jerzego Swidzinskiego. Этот необычный самолет полетел 10 февраля 1972 года только с поршневым двигателем, а 26 апреля 1972 года с обоими работающими двигателями. Lala-1: экспериментальный вариант двухбалочной схемы с укороченным фюзеляжем-гондолой и двухкилевым хвостовым оперением. В хвостовой части гондолы-фюзеляжа установлен турбовинтовой двигатель. Самолет использовался в качестве лаборатории по отработке конструктивных решений сельскохозяйственного самолета PZL М-15 Belpchegor. Для переделки был выделен серийный Ан-2Р, (1G12832). На самолете были установлены два двигателя: поршневой AШ-62ИР и турбореактивный АИ-25 с пусковым двигателем АИ-9;
- 1980 год - Перелет на Ил-18Д с АИ-20 Москва-Молодежная (Антарктида) экипажей Е.П.Бунчина и А.Н.Денисова, 16000 км за 26 летных часов;
- 1983 год - Первый полет по полному профилю модернизированного СВВП Як-38М, пилот Ю.И. Митиков. 27 марта 1981 года вышло решение Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам № 280 о проведении глубокой модификации штурмовика - создании варианта Як-38М. При этом ставка делалась на новые двигатели. МНПО "Союз" под руководством О. Фаворского путем кардинальной переработки Р-27В-300 создало ПМД Р-28-300 с максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс. Одновременно конструкторы Рыбинского ОКБ улучшили параметры своих ПД, доведя тягу нового РД-38 до 3250 кгс. Заводские испытания машины прошли с 7 декабря 1982 г. по 3 июня 1983 г., после чего самолет был передан на совместные Государственные испытания, этап "А", завершившийся в конце 1983 г. По их результатам были выданы рекомендации о запуске Як-38М в серийное производство. Этап "Б" ГСП закончен в июне 1985 г. Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов;
- 1983 год - Завершены испытания экспортного самолета Су-22УМ3. Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии;
- 1987 год - На аэродроме Сеща (Брянская обл.) – 566 втап, приземлился первый Ан-124 (№ 0104), пилотируемый экипажем под командованием подполковника В. В. Николаева;
- 1997 год - Было подписано предварительное соглашение между ЭМЗ им. В. М. Мясищева и General Aviation Corporation по вопросу организации совместного производства легких самолетов авиации общего назначения. Программа включала в себя четыре типа самолетов с поршневым двигателем - это (М-203 "Барсук") и двигателями ТВД (М-101Т "Гжель", М-201 "Твин Гжель" - он же "Сокол" и М-202-Х, названный затем "Оленем");
11 февраля
- 1916 год - В Одессу на завод "Анатра" прибыл опытный самолет "Лебедь-XII". Через 4 дня был совершен пробный полет, после которого при рулении по аэродрому самолет перевернулся. На ремонт требовалось недели две, причем его можно было произвести на месте, но Лебедев, опасаясь конкуренции, потребовал вернуть машину в Петроград. Спустя два месяца, в мае 1916 года , не дождавшись результатов испытаний, Великий Князь Александр Михайлович послал запрос на завод Лебедева о судьбе опытного аэроплана. Выяснилось, что самолет ремонтировать не стали, а построили новый, несколько отличающийся от прежнего, а испытания собираются начать в июне;
- 1935 год - Начало перелета Москва-Красноярск-Игарка-Диксон с четырьмя промежуточными посадками, на самолете ПР-5 протяженностью 13000 км, экипаж В.С.Молокова. ПР-5 –арктический вариант самолета Р-5. Модификацию ПР-5 разработал авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц. Фюзеляж с четырехместной кабиной. Мощность двигателя 525 кВт (715 л. с). Основные данные ПР-5: взлетная масса — 3242 кг, нагрузка на крыло 64,5 кг/м 2, максимальная скорость — 233 км/ч, полная нагрузка — 1090 кг;
- 1941 год - Постановлением правительства прекратили серийный выпуск Як-4 на заводе № 81;
- 1942 год - Поднялась в воздух модификация УТ-1б легкого штурмовика УТ-1 конструкции ОКБ А. С. Яковлева;
- 1943 год - Завершились госиспытания (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер А.Т.Степанец) самолета Як-9 М-106;
- 1944 год - На летно-испытательной базе завода № 21 завершились контрольные испытания серийного Ла-5ФН с тремя пушками УБ-20;
- 1948 год - Состоялся первый полет (с суши) самолета-амфибии Бе-8, пилоты Цепилов и Чернецкий впервые подняли самолет с суши и совершили на нем 20-минутный полет;
- 1956 год - Впервые подняли Ан-8 с ТВД АИ-20Д ОКБ О.К.Антонова в воздух летчики-испытатели ЛИИ Герой Советского Союза Я.И. Берников (командир) и В.П. Васин (второй пилот). В состав экипажа входили: штурман П.Кондратьев, бортрадист Чижиков, бортинженер И.М. Морозов и ведущий инженер Евдокимов. Взлетев с аэродрома Святошино, самолет, несмотря на возникшие неполадки в системе управления закрылками, перелетел в Борисполь, где уже на следующий день начались его заводские испытания. Машина испытывалась также в киевском аэропорту "Жуляны" и ЛИИ;
- 1959 год - Первый полёт МиГ-19С (СМ-9/ЗТ) - фронтового истребителя с двигателями РД-9Б, управляемым стабилизатором и системой вооружения К-13. На серийном самолёте МиГ-19С были установлены две самонаводящиеся ракеты К-13, система управления и два пусковых устройства АПУ-26. Пуск ракет (залпом либо по одной) осуществлялся от общей кнопки стрельбы, смонтированной на ручке управления самолётом. На время летных испытаний самолёт оборудовался контрольно-регистрирующей аппаратурой, которая размещалась в местах установки левой крыльевой и фюзеляжной пушек. Пушки на время испытаний снимались. Первый вылет выполнил летчик-испытатель А.В. Фёдотов;
- 1975 год - С целью привлечения потенциальных африканских покупателей «Авиаэкспорт» организовал началось большое рекламное турне самолёта Ан-26 по Африке;
- 1990 год - Завершены испытания самолета Су-25УТГ (8УТГ-1) на комплексе «Нитка» (г. Саки);
- 1998 год - Завершение программы летных экспериментов на самолете-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2;
- 2001 год - Самолет Ил-62 авиакомпании КАПО выполнил первый международный чартерный рейс по маршруту Казань-Каир;
12 февраля
- 1895 год - Родился Василий Сергеевич Молоков, полярный лётчик, один из первых Героев Советского Союза, участник спасения Челюскинцев, ему была вручена медаль № 3.В Отечественную войну командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной Витебской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизией;
- 1914 год - Установлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров на борту самолета - 16 человек, на самолете "Илья Муромец" конструкции Сикорского. По тем временам невиданное достижение ;
- 1925 год - Перелет В.Б. Иншакова и Таусона Москва-Харьков-Гомель-Москва на самолете Р-1 с первым серийным мотором М-5 завода «Икар»;
- 1925 год - Конструктор Григорович заключил договор с акционерным обществом «Укрвоздухпуть», в соответствии с которым создавал трехместный высокоплан смешанной конструкции под двигатель "Люцифер" мощностью 100 л.с. Поначалу самолет именовался как ПЛ-1 (Пассажирский с Люцифером), позднее назывался СУВП (Самолет Укр-ВоздухПуть) , его проектирование завершилось 13 марта 1925 г.;
- 1941 год - Было утверждено заключение на прототип ОПБ АМ-37, будущий штурмовик Ил-20. Специалисты НИИ ВВС отметили очень высокие летные данные, которые сочли вполне реальными, отмечая, что самолет выгодно отличается по обзору, и будет обладать необходимой устойчивостью. Конструктор, используя традиционную компоновочную схему, сумел добиться обзора вперед-вниз, необходимого самолету-штурмовику, и в то же время решить задачу обеспечения обзора вниз под самолет, который требуется бомбардировщику. Отличный обзор вперед-вниз сделали в самолете Ил-20 М-47, но ценой проигрыша по многим другим параметрам, что не позволило принять машину в серию. Можно сделать вывод: надежда решить проблему обзора вперед-вниз за счет нетрадиционных схем компоновки одномоторных самолетов-штурмовиков не оправдалась. Таким образом, удачное решение, предложенное в проекте самолета ОПБ АМ-37 С.А.Кочеригина, воплотить не удалось. Этому помешала война;
- 1943 год - Истребитель И-211 (МиГ-9е) передали на заводские испытания. Первый вылет выполнил 24 февраля 1943 г. летчик-испытатель В.Н.Савкин. Максимальная скорость полета, полученная в процессе испытаний, составила 670 км/ч. Высоту 5000 м самолет набирал за 4 мин. В I квартале 1944 г. закончились заводские испытания истребителя И-211, после чего работы по нему свернули. В I квартале 1943 г. для ВВС планировалось построить 10 самолетов МиГ-9Е;
- 1946 год - Состоялся первый полет бомбардировщика Ту-2Д (АНТ-67) с двигателями АЧ-30БФ;
- 1960 год - Первый Ту-16К-11, Ту-16К-16 (К-11-16) после переоборудования прибыл для заводских испытаний в ЖЛИ и ДБ, второй - 1 апреля того же года. В мае 1960 г. начались комплексные заводские испытания системы К-11-16 (комплекс К-11 с самолетами-снарядами КСР-11 с пассивной головкой самонаведения и предназначавшийся для нанесения ударов по работающим наземным и корабельным РЛС с бомбардировщика-ракетоносца средней дальностиТу-16);
- 1971 год - Первый полёт первого серийного учебно-штурманского тренировочного самолёта Ту-134Ш, ОКБ Туполева. От базового Ту-134А машина отличалась усиленной конструкцией крыла и оперения, что объяснялось большим количеством взлётов и посадок, по сравнению с машинами, выполнявшими пассажирские перевозки. Кроме того, к усиленным лонжеронам крепились многопозиционные балочные держатели, рассчитанные на подвеску восьми практических бомб калибра от 50 до 250 кг. Самолёт позволял производить учебное бомбометание с использованием оптического прицела, установленного на рабочем месте штурмана, и радиолокационного - с рабочих мест курсантов. В пассажирском салоне оборудовали 12 рабочих мест с удобными креслами для курсантов. Первоначальный состав навигационного оборудования соответствовал сверхзвуковому дальнему бомбардировщику Ту-22. В дальнейшем комплектация оборудования уточнялась в процессе заказа очередной серии машин в соответствии с учебными программами штурманских училищ.
- Самолёт выпускался в двух основных вариантах: Ту-134Ш-1 с БРЛС "Рубин" -для подготовки штурманов дальней и морской авиации, эксплуатирующих самолёты Ту-22М и Ту-134Ш-2 с БРЛС "Инициатива-2" - для подготовки штурманов фронтовой авиации.
- Внешне учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш-1 с БРЛС "Рубин-1" отличается от пассажирского варианта Ту-134А обтекателем большего размера, чем у радиолокационного визира РОЗ-1; смонтированными под центропланами четырьмя узлами подвески двух многопозионных балочных держателей; тросовой антенной КВ-радиостанции, двумя обтекателями оснований усечённых шестигранных призм астрономического секстанта звёздно-солнечного ориентира БЦ-63, установленными на левой стороне фюзеляжа в районе центроплана. Балочные держатели позволяли подвешивать до восьми практических авиабомб ПБ-50-75 или ПБ-120. Оба основных варианта под обозначением Ту-134Ш (вне зависимости от состава навигационного и специального оборудования) строились с 1971-го до начала 1980 года;
- 1993 год - Основан ОАО "Авиапром"(АО "Авиапром"). Основные направления деятельности: содействие предприятиям в разработке и производстве конкурентоспособной современной авиационной техники;
- 1993 год - ОАО "Авиастар" выпущен первый магистральный грузовой самолет Ту-204 с ПС-90А;
- 2010 год - На аэродроме Дзёмги состоялся второй официальный полёт Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России (серо-белый ломанный камуфляж, конус белый, окраска - светло-серый, насыщенность цвета около 25-30% с ломаными фигурами серого цвета с насыщенностью около 45-50%). Полёт продолжался 57 минут, пилот - лётчик-испытатель Сергей Богдан.