17 февраля 2023 года в Санкт-Петербурге открыла свои двери для широкой публики выставка «100 лет гражданской авиации России». Главным организатором выставки является АО «Аэропорт Пулково» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
Авторы выставки - Комбинат музейно-выставочного искусства (KMVI), который знаменит благодаря ряду известных в масштабе всей России проектов, таких как Музей железных дорог России, Донской военно-исторический музей «Самбекские высоты» и другие.
Экспозиция выставки заняла левое здание (зал прибытия) бывшего международного терминала «Пулково-2», который прекратил операционную деятельность 27 марта 2014 года после переноса всех рейсов в новый терминал. Размещение выставки в здании терминала аэропорта, в котором по существу без изменений сохранился прежний интерьер, позволяет посетителю не только познакомиться с самой экспозицией, но и окунуться в атмосферу аэровокзала, в котором словно застыло время.
Авторы выставки - Комбинат музейно-выставочного искусства (KMVI), который знаменит благодаря ряду известных в масштабе всей России проектов, таких как Музей железных дорог России, Донской военно-исторический музей «Самбекские высоты» и другие.
Экспозиция выставки заняла левое здание (зал прибытия) бывшего международного терминала «Пулково-2», который прекратил операционную деятельность 27 марта 2014 года после переноса всех рейсов в новый терминал. Размещение выставки в здании терминала аэропорта, в котором по существу без изменений сохранился прежний интерьер, позволяет посетителю не только познакомиться с самой экспозицией, но и окунуться в атмосферу аэровокзала, в котором словно застыло время.

Перед зданием, в котором расположена выставка, тоже расположился экспонат - аэродромная машина на базе автомобиля КрАЗ, снабжённая «отлетавшим своё» реактивным двигателем для очистки ВПП, рулёжных дорожек и перронов от снега и льда.

Практически сразу, попадая в «лабиринт» выставки, над головой видишь реплику одного из первых самолётов.

Экспозиция выставки включает в себя множество различных видов экспонатов, таких как детали самолетов и вертолётов, лётная форма, «артефакты» всех эпох гражданской авиации России.

На нескольких стендах показаны проекции «в плане» наиболее известных самолётов и вертолётов различных периодов истории российской гражданской авиации.

Камера для аэрофотосъёмки 40-х годов ХХ века и пример снимка, полученного такой камерой. Работа авиафотографов тех лет была не так уж проста.

На выставке есть несколько стендов с портретами и краткой биографией выдающихся работников советской и российской авиации разных времён. Здесь, например, в одном ряду с лётчицами М.А. Попович и Г.В. Расторгуевой - штурман Ту-134 В.Б. Гасоян, предотвративший угон самолёта террористами, и В.В. Базыкин - выдающийся мастер монтажных и других авиационных работ на вертолётах Ми-8.

«Модельный ряд» наиболее знаменитых самолётов советской гражданской авиации проиллюстрирован моделями самолётов в одном масштабе. Очень наглядно, и модели исполнены на высоком уровне точности и качества.

«Уголок авиафото». Распечатки старых и относительно новых фотографий, книги, брошюры на авиационную тематику. Раскрытая книга на переднем плане - «Наше небо. 70 лет СПАРК» - кладезь фотографий из жизни винтокрылой авиации Санкт-Петербурга.

Говоря о вертолётах, нельзя пройти мимо вот такого стенда, посвящённого «золотому сечению» российского вертолётостроения - Ми-8. При том, что эти винтокрылые «рабочие лошадки» можно встретить практически в любом уголке нашей страны и всего мира, нужно отметить особую связь между Ми-8 и Санкт-Петербургом. Это и неизменные «Балтийские авиалинии» у Петропавловской крепости, и авиаремонтный завод СПАРК, и многое другое.

Выставка наглядно показывает, что авиация непредставима как без людей, так и без сложной и мощной техники. Поэтому для тех, кто интересуется именно авиационной техникой, здесь найдётся много интересного. Как, например, реверс двигателя Д-30КУ, применяемого на Ту-154М, Ил-62М, Ил-76.

Ещё один ракурс реверса Д-30КУ рядом с соплом. Все эти детали предоставлены предприятиями-эксплуатантами авиационной техники, и все они когда-то бороздили воздушные просторы.

Двигатель АИ-24, применяемый на самолётах Ан-24, Ан-26. Для удобства и наглядности установлены только две из четырёх лопастей.

Двигатель ТВ2-117, «сердце» вертолёта Ми-8Т. Предоставлен Нарьян-Марским объединённым авиационным отрядом (ОАО), эксплуатирующим большое количество «восьмёрок», и главным образом – Ми-8Т, которые и сегодня остаются главными «рабочими лошадками» русского Севера.

Двигатель ГТД-350 с лёгкого вертолёта Ми-2.

Д-30КП с самолёта Ту-134. Авиационные двигатели – это не только сложно, но ещё и очень красиво.

Втулка несущего винта вертолёта семейства Ми-8.

Композиция из лопастей несущего винта вертолёта Ми-8 и Ансат, рулевого винта Ми-8, хвостового и промежуточного редукторов. На заднем плане – интерьер терминала аэропорта практически в неизменном виде.

Помимо «вещественных» экспонатов значительную часть выставки составляют разного рода электронные и «интерактивные» стенды. Они повествуют об аэропорте Пулково, работе различных авиационных служб, биографиях героев авиации. Отдельное место занимает стенд планируемого на месте нынешней экспозиции Национального музея гражданской авиации (НМГА).

На стенде представлена концепция будущего музея с проектом реконструкции части терминала «Пулково-2», различные планы его экспозиции. В общей сложности на территории бывшего терминала «Пулково-2» будет выставлено более 200 экспонатов.

Отдельного внимания заслуживает развлекательно-рекреационная зона на втором этаже терминала, попасть в которую можно после осмотра экспозиции выставки. Направлена она главным образом на детскую аудиторию. Здесь проводятся различные мастер-классы, посвящённые авиации. Можно поуправлять маленьким «беспилотником», «полетать» на боевом самолёте в виртуальной реальности или на «Цессне» на большом экране из удобного мягкого кресла, поиграть в настольные игры, пособирать конструкторы.

Для тех, в ком жива ностальгия по видам из аэровокзала «Пулково-2» на перрон аэропорта, на втором этаже есть окна с видом на перрон и другие окрестности. Несколько лет назад в «международном» секторе аэропорта Пулково вовсю кипела жизнь, но сейчас здесь почти всегда пусто – прибытие и отправление международных рейсов в наши дни осуществляется через новый терминал. И только в отдалении можно наблюдать ряды самолётов авиакомпании «Россия», обслуживаемых на авиационно-технической базе...
Выставка к 100-летию гражданской авиации России стала первым авиационным музейно-выставочным проектом в России, действующим на территории закрытого терминала аэропорта. Она будет открыта для посетителей до февраля 2024 года. Далее, после реконструкции старого терминала «Пулково-2», здесь будет организован Национальный музей гражданской авиации (НМГА), который станет продолжением данной выставки уже на постоянной основе.