В этом году выставка вновь открыла свои двери для авиационных специалистов, представителей бизнеса, российских и зарубежных государственных структур, а также для всех неравнодушных к винтокрылой технике.
В просторных выставочных залах «Крокус Экспо» все желающие смогли близко познакомиться с вертолётами, беспилотными летательными аппаратами, авиационными двигателями, радиоэлектроникой. Увлечённым авиационной фотографией выставка в очередной раз подарила яркие моменты взлётов и посадок винтокрылых экспонатов и гостей выставки.

HeliRussia уникальна тем, что она является единственным мероприятием на вертолётную тематику в России, доступным как специалистам, так и широкой публике. Конечно, вертолёты представлены и на авиасалонах МАКС, и на форумах «Армия», и на выставках деловой авиации, но специализированная выставка винтокрылой техники у нас одна. За 15 лет работы выставка уже обзавелась своей историей, своими традициями. На ней было множество ярких и уникальных моментов, демонстрировалась военная и гражданская авиатехника самых различных типов.
Впрочем, с военной техникой на выставке сложилась непростая история. В былые годы с импровизированной площадки у МКАД поднимались и грозный Ка-52, и окрашенный в причудливый «цифровой» камуфляж Ми-8АМТШ-ВН.

На нынешней же выставке военная винтокрылая техника была представлена лишь моделями на стенде холдинга «Вертолёты России».

В 2022 году выставка состоялась в особых условиях, в которых наша страна оказалась, вероятно, впервые за свою новейшую историю. Поэтому закономерным на этот раз стало отсутствие стенда компании Airbus Helicopters, традиционно занимавшего одну из самых больших площадей на HeliRussia. Не было и ставшего уже традиционным борта AW139 «непростого» эксплуатанта, который ранее неизменно представлял на выставке концерн Leonardo. Не была представлена компания Bell, которая в предыдущие годы активно демонстрировала на HeliRussia свою новинку - вертолёт Bell 505 Jet Ranger X.
С Airbus Helicopters у автора сих строк были связаны особые потаённые чаяния - в 2021 году рядом с лёгким «бестселлером» H125 компания демонстрировала на своём стенде модель своей новинки H160. В целом уже тогда было понятно, что средний вертолёт H160 или другую машину средней весовой категории - H175 - мы вряд ли увидим в России в ближайшее время, но очень уж хотелось надеяться и верить, что когда-нибудь это случится. Ведь был «прецедент» со средним вертолётом Н225, который несколько лет назад (правда, не в рамках HeliRussia) прибыл в Россию с «рекламным» визитом. Случилось другое, и состав экспонатов на выставке изменился в диаметрально противоположную сторону.
Со своей стороны, отечественная авиационная промышленность на нынешней выставке была представлена «в металле» лишь лёгкими вертолётами «Ансат». Одна машина в VIP-исполнении с интерьером в стиле Aurus расположилась в выставочном зале, другая же, в варианте борта санитарной авиации, приветствовала посетителей выставки у входа в выставочный комплекс.

Учитывая, что «Ансат» - новая, перспективная лёгкая машина, которая серийно производится и активно эксплуатируется в России в настоящее время, выбор этого вертолёта в качестве основного «представителя» российской авиационной промышленности на выставке вертолётной индустрии понятен. Из всех новинок российской вертолётной индустрии именно «Ансат» на сегодняшний день серийно производится и активно эксплуатируется, прежде всего в санитарной авиации.
Говоря о новых отечественных вертолётах в контексте HeliRussia, необходимо затронуть ещё одну очень важную тему, а именно авиационные двигатели. В нынешней ситуации ахиллесовой пятой таких новых российских вертолётов, как «Ансат», Ка-226Т, Ка-62, является то, что у каждой из этих машин иностранные двигатели фирм Pratt&Whitney, Turbomeca, Safran. В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию поставки авиационных двигателей западного производства находятся под большим вопросом. В то же время, с 2020 г. ведутся разработки по переходу с иностранных двигателей на отечественные (ВК-650В для «Ансата» и Ка-226Т и ВК-1600В для Ка-62). И в этой связи является знаковым, что именно эти два перспективных отечественных двигателя были представлены на выставке HeliRussia 2022, даже заняв на стенде Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) место такого наиболее известного продукта, как двигатель ВК-2500.
Хочется верить, что новые отечественные вертолёты в лёгком и среднем сегменте, наконец, получат отечественные двигатели, без которых, вероятнее всего, теперь нельзя говорить не только о дальнейшем развитии модельного ряда, но даже и о серийном производстве этих машин.

В нынешних реалиях формат выставки HeliRussia, при котором львиная доля выставочных площадей отводилась западным производителям авиатехники, поставщикам услуг по обслуживанию и перепродаже вертолётов иностранного производства, теряет жизнеспособность и уходит в прошлое. Эпоха перемен неизбежно отразится на составе экспонатов и участников этой единственной в России специализированной выставки вертолётной техники, позволяющей познакомиться с винтокрылыми машинами так близко, как не позволит ни МАКС, ни любой другой авиасалон.

Именно в формате HeliRussia хочется увидеть новые российские вертолёты, такие как средний Ка-62, модернизированный лёгкий Ка-226Т, или средний Ми-171А3, созданный специально для обслуживания буровых платформ.
Случится ли это? Время покажет. Следующая выставка HeliRussia запланирована на 18-20 мая 2023 года.