Авиакалендарь России

Апрель (24.04-30.04)

24 апреля

  • 1913 год -Был заключен договор на поставку самолета-разведчика С-10 "Гидро" между РБВЗ и командиром Петербургского порта. Самолет разрабатывался Сикорским в начале 1913 года и являлся прямым развитием конструкции С-6Б. С-10 "Гидро" предъявили комиссии 25 июня 1913 года. Это был одномоторный двухместный биплан, установленный на два главных и один вспомогательный поплавки. Фюзеляж выполнялся из ясеневых лонжеронов и шпангоутов с фанерной обшивкой. Лонжероны крыльев - из ясеня, а нервюры - из липы, обтяжка перкалем или льняным полотном. Хвостовое оперение собиралось из металлических труб и обтягивалось полотном;
  • 1925 год - На особом совещании утвердили официальные задачи перелета Москва-Пекин на Р-5 (многоцелевой разведчик-штурмовик, разраб. Поликарпов) : "Установление культурно-экономических связей с восточными окраинами, проверка воздушного пути на Восток, тренировка личного состава Гражданской авиации и проверка достижений авиапромышленности". Была у перелета и неафишируемая цель - проверка переброски по воздуху на Дальний Восток авиасоединений. Особо отмечалось, что о перелете в Китай прессе можно сообщать лишь по прибытии в Ургу (Улан-Батор), до того момента говорить лишь о маршруте на Дальний Восток;
  • 1926 год - Председатель комиссии по организации больших советских перелетов С.С.Каменев направил следующее письмо председателю Авиатреста: "Самолет "Московский Авиахим" типа ПМ-1, построенный Государственным авиазаводом No.1, включен в состав участников больших советских перелетов в 1926 г. и в настоящее время находится на заводе для подготовки как к перелету, так и к передаче Московскому Авиахиму, которым этот самолет приобретен...";
  • 1927 год - В Москве открылась первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов;
  • 1942 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 1637 «Об использовании самолетов ПС-84 в качестве ночных бомбардировщиков»;
  • 1942 год - Начались стендовые испытания М-105ПА с наддувом 1050 мм рт.ст. Мотор успешно их выдержал, проработав до разрушения 203 ч. По постановлению ГКО от 30 апреля 1942 г. завод № 26 (г. Уфа) с 1 мая перешел на выпуск моторов М-105ПФ, как начали называть серийные моторы с повышенным наддувом;
  • 1942 год - Командующим ВВС КА генералом А.А Новиковым утвержден Акт по государственным испытаниям модифицированного штурмовика Су-6 М-71;
24 апреля 1946 года в СССР началась эпоха реактивной авиации
  • 1946 год - Первый экземпляр истребителя И-300 (МиГ-9) вывели на аэродром, и в 11.12.пилот А.Н.Гринчик произвел взлет, продолжавшийся 6 мин, полет прошел успешно. Также без существенных замечаний были выполнены второй (7 мая) и третий (11 мая) полеты. Все механизмы работали нормально, и замечаний у летчика по материальной части не было. А двумя часами позже состоялся первый полет Як-15, который поднял в воздух опытный летчик-испытатель М.И. Иванов.
  • После успешных полетов ОКБ Яковлева и ОКБ Микояна и Гуревича получили задание готовиться к воздушному параду в Тушино. Пронесшиеся над трибунами с шелестящим, характерным для реактивных самолетов свистом, Як-15 и МиГ-9 вызвали у зрителей всеобщий восторг.
  • 1948 год - Впервые был показан за пределами СССР (на Познаньской ярмарке в Польше) пассажирский самолет Ил-12. Самолет с бортовым номером СССР-Л1701 демонстрировался на земле и в воздухе. Тогда же было подписано соглашение о приобретении авиакомпанией LOT пяти Ил-12Б с компоновкой пассажирского салона на 18-21 место. Первый самолет прилетел в Варшаву на аэродром Окенце 17 июля 1949 года;
  • 1959 год - Начались заводские испытания фронтового истребителя-бомбардировщика С-22 (Су-7Б) с двигателем АЛ-7Ф, разработанного в ОКБ П.О.Сухого. В 60-70-е годы самолеты семейства Су-7Б составляли основу советской бомбардировочной авиации; в настоящее время еще эксплуатируются в некоторых странах. В 1966 году на базе Су-7БМ был создан самолет с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Принят на вооружение в январе 1961 года;
  • 1961 год - На линии Аэрофлота вышел дальнемагистральный турбовинтовой авиалайнер Ту-114. Первый регулярный пассажирский рейс в Хабаровск был выполнен из Внуково 24 апреля 1961 года экипажами Х.Н.Цховребова и П.В.Солдатова. Первый коммерческий рейс выполнил экипаж П.В. Солдатова из московского аэропорта Внуково в Хабаровск;
  • 1963 год - Закончились с положительными результатами (начались 1 февраля) заводские летные испытания изделия "202", ОКБ Лавочкина. В 1964 г. под обозначением Ла-17ММ самолет-мишень "202" был запущен в серийное производство. По сравнению с Ла-17М самолет Ла-17ММ имел еще более широкий диапазон высот боевого применения (он увеличился с 3000...16 000 м до 580...17 500 м), большую продолжительность полета по запасу воздуха (до 100 мин вместо 60), большую дальность сопровождения наземными РЛС типа П-30 (до 400...450 км вместо 150... 180 км). По отражающей поверхности в трехсантиметровом диапазоне длин волн он мог имитировать самолеты типа ФКР-1, Ил-28 и Ту-16. Двигатель РД-9БК был заменен на двигатель РД-9БКР, оборудованный ограничителем скоростного напора "ОС-2" для полета на высотах 500...3000 м.;
  • 1964 год - Состоялся первый полет второго экземпляра Ил-62 № 30002 cn 00-02 с двигателями НК-8-4; От первой машины и последующих самолетов Ил-62 он отличался более редким размещением окон в пассажирских салонах, шаг установки которых был увеличен вдвое, кроме того были установлены новые элероны, улучшающие поперечную управляемость самолета. 30.11.63 года был доставлен в ЛИИ, где проходил испытания. Ле Бурже-65, показательные полеты перед Брежневым и делегацией из партии 24.9.66. Разобран в 80-ые годы;
  • 1973 - Вступление в эксплуатацию нового аэровокзала в Ленинграде («Пулково»);
  • 1977 год - Завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977-го по март 1978-го, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р29БС-300., радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984-го без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира;
  • 1979 год - Начались заводские летные испытания самолета Су-17МЗ;
  • 1986 год - Состоялся облет МиГ-29 № 921 (10-й летный экземпляр истребителя компоновки "9-12", выпущенный в 1981 году). На нем был установлен на месте левого штатного двигателя РД-33 (правый ТРДДФ оставался прежним) опытный РД-ЗЗК, одновременно машину оснастили новым воздухозаборником, выполненным по типу МиГ-29М. Самолет также оборудовали новой "косой" защитной решеткой воздухозаборника. В дальнейшем МиГ-29 №921 использовался для доводки электронной системы управления двигателя РД-ЗЗК. Испытания его завершились в конце 1990 г., всего по программе исследований новой силовой установки на этой машине выполнили 164 полета;
  • 1997 год - На самолет Ил-114 получен сертификат МАК;
  • 1998 год - Состоялся первый полет второго экземпляра амфибии Бе-103 конструкции ОКБ Г.М.Бериева, В.П.Дубенский.
25 апреля

  • 1910 год - В Петербурге стартовала Авиационная неделя, давшая толчок развитию воздухоплавания в России. В ходе неё на Коломяжском ипподроме впервые прошли международные лётные соревнования;
  • 1915 год - Состоялся первый боевой вылет летающей лодки М-5 Д.П. Григоровича. Самолет сочетал в себе мощность силовой установки, веса, площади крыльев и оперения, что сделало его удобным для пилотирования, а обтекаемая форма фюзеляжа делала возможным взлет с волны высотой 0,5 м;
  • 1928 год - М.М. Громову предложили выполнить на истребителе И-1 штопор. Командование, надеясь на опыт и мастерство Громова, тем не менее обязало его взять в полет парашют системы "Ирвин". На этот раз присутствие на борту средства спасения оказалось нелишним. Вывести И-1 из штопора не удалось, на высоте 120 м летчик покинул самолет и благополучно приземлился. Этот случай стал первым в истории авиации России, когда жизнь пилота была спасена благодаря парашюту;
  • 1929 год - Закончились испытания второго И-4 (АНТ-5; Первый советский цельнометаллический истребитель, построенный из кольчугалюминия. Одноместный подкосный полутораплан.) После испытаний выявлено: "Самолет И-4ЮVI может быть рекомендован на снабжение воздушного флота как современный истребитель";
  • 1934 год - Началась постройка первого опытного экземпляра самолета СБ (АНТ-40, скоростной бомбардировщик), но она несколько затянулась отчасти вследствие перегруженности цехов завода опытных конструкций ЗОК ЦАГИ, а главным образом, в связи с принципиальной новизной создаваемой конструкции. 1 октября самолет выкатили на заводской аэродром, а 7 октября он поднялся в воздух;
  • 1940 год - Завершена постройка второго опытного экземпляра И-200 №02, ОКБ Микояна, Гуревича. Самолёт вскоре подключился к испытаниям;
  • 1945 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 8267 « О перебазировании Качинской школы пилотов в г. Саки»;
  • 1947 год - Вышло Постановление СМ СССР о первом этапе постройки новой машины из задела по второму экземпляру ЛЛ-143, привезенному из Красноярска. Так зарождалась многоцелевая летающая лодка Бе-6;
  • 1950 год - В соответствии с решением Совета Министров и последовавшим вслед приказом МАП от 28 апреля, ОКБ было поручено разработать истребитель МиГ-15 с двигателем ВК-1 в варианте ближнего фронтового разведчика с фотоаппаратом АФА-БА/40, обеспечивающим плановую съемку полосы шириной от 0,9 до 4,5 км при длине маршрута фотографирования от 90 до 450 км на высотах от 2000 до 10000 м. Самолет был построен на базе серийного МиГ-15бис No.53210120. МиГ-15Рбис (СР) - самолет разведчик;
  • 1950 год - Решением Совета Министров и последовавшим вслед за ним приказом МАП от 28 апреля, ОКБ было поручено на базе самолета МиГ-15бис построить истребитель сопровождения МиГ-15Сбис (СД-УПБ). ОКБ был передан самолет МиГ-15бис No.53210114, на котором крыло доработали под установку более мощных замков Д4-48, позволяющих подвешивать 600-литровые топливные баки. Запас кислорода увеличили с 6 до 8 литров. В фонаре кабины установили дополнительные силикагелевые патроны с самолета Ил-28 для уменьшения запотевания двухстекольного фонаря;
  • 1953 год - В ходе испытаний первой в СССР системы зенитного управляемого ракетного оружия С-25 «Беркут» НПО «Алмаз» впервые поражён самолёт-мишень Ту-4, расход - две ракеты В-300 ОКБ С.А. Лавочкина. День рождения советского зенитного ракетного оружия;
  • 1960 год - Завершились контрольные испытания (было произведено 20 полетов с налетом 22 ч 52 мин) они показали, что доработанный Бе-10 может взлетать и садиться при скорости ветра 16 м/с, зыби высотой до 0.8 м и ветровой волне - 1,2 м;
  • 1973год - Состоялся первый полет серийного Як-18Т, Смоленский авиазавод;
  • 1985 год - На МиГ-29 № 920 выполнили последний, 382-й полет. Самолет № 920 (шестой опытный и девятый по счету), полностью укомплектованный оборудованием РЛПК и ОЭПрНК, использовался для испытаний СУВ и проверки БРЭО на электромагнитную совместимость. Постройку машины завершили в 1980 году, и после поставки двигателей 6 марта 1981 года она впервые поднялась в воздух. С июня 1984 года самолет принимал участие в испытаниях новых модификаций ракеты К-27. В мае 1985 года МиГ-29 № 920 переоборудовали и в июне отправили на испытательный полигон на Новую Землю;
  • 1996 год - Состоялся первый полет УТС Як-130Д с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Андрей Синицын.
26 апреля

  • 1940 год - Начались летные испытания первого серийного скоростного пикирующего бомбардировщика СПБ №2/1, ОКБ Поликарпова. Лётчик-испытатель П.Г. Головин перегнал самолет с заводского на Центральный аэродром;
  • 1942 год - В связи с недостаточной грузоподъемностью, дальностью да и всех других показателей легкомоторных V-2, Р-5 и P-Z Государственным комитетом обороны принято решение о постройке специализированного самолёта, который в первую очередь мог использоваться в качестве ночного ближнего бомбардировщика (МББ). Работы были поручены ОКБ А.С. Яковлева. Началось проектирование самолета, получившего обозначение Як-6;
  • 1952 год - Начало проведения стрельб зенитного ракетного комплекса С-25 (ракета В-300 ОКБ им. С.А. Лавочкина) по самолету-мишени Ту-4 на полигоне Капустин Яр. В то время еще не было самолетов с радиоуправляемым взлетом, поэтому экипаж самолета-мишени Ту-4 после выхода на боевой курс покидал борт с помощью парашюта. Стрельбы по самолетам-мишеням проводились до 18 мая. Они прошли успешно. Было обстреляно и сбито 5 самолетов-мишеней Ту-4. Первый день стрельб стал днем рождения нового оружия — зенитного ракетного, способного уничтожать воздушные цели в любых погодных условиях днем и ночью с высокой эффективностью;
  • 1956 год - Начались заводские испытания (по 3 июня 1957 года) истребителя-перехватчика Як-27В, ОБК Яковлева. В ходе летных испытаний была достигнута максимальная скорость 1900 км/ч. Динамический потолок составил 23 500 м, при расчетном - 24 000 м;
  • 1960 год -Были завершены Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-7Б;
  • 1961 год - Первый полет (висение) корабельного боевого вертолета Ка-25 ПЛ, пилот Д.К. Ефремов;
  • 1976 год - Состоялся первый полет Ту-144 № 05-2 (бортовой № СССР-77109), использовался для регулярных пассажирских перевозок по трассе Москва - Алма-Ата. Первый регулярный пассажирский рейс на Ту-144 № 05-2 (бортовой № 77109) - 1 ноября 1977 года - Домодедово-Алма-Ата;
  • 1981 год - В СССР на вооружение ВМФ принят корабельный противолодочный вертолет Ка-27. Многоцелевой корабельный вертолет Ка-27 был разработан в "ОКБ имени Н.И.Камова". Характеризуется высокой энерговооруженностью, безопасностью полетов в экстремальных условиях, эксплуатацией с площадок ограниченных размеров, современными средствами автоматизации полетов, способен успешно работать на Крайнем Севере, в тропических широтах, в условиях влажного морского климата;
  • 1986 год - Состоялся первый полет ДПЛА (дистанционно-пилотируемый летательный аппарат) "Пчела" ОКБ им. А.С. Яковлева;
  • 1966 год - Для проведения испытаний экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой ОКБ Сухого – Т-58ВД, перебазировали на ЛИиДБ. Ведущим инженером по испытаниям оставался Ярмарков, а ведущим летчиком был назначен Соловьев;
  • 1995 год - На аэродроме Ахтубинск Роман Петрович Таскаев установил мировой авиационный рекорд высоты полёта — 27 460 м на самолёте МиГ-29.
27 апреля

  • 1913 года, Сикорский выполнил первый подлет на самолете "Гранд";
  • 1917 год - Было заказано 60 экземпляров самолетов «Энгельс-II» (истребитель -летающая лодка). Руководить работой был приглашен А. Ю. Виллиш. Был принят двигатель "Рон" в 120 л. с. Первый самолет из этой серии был закончен 24 августа, второй - 9 сентября;
  • 1932 год - Президиум ЦИК СССР утвердил важный документ - первый Воздушный Кодекс СССР;
  • 1932 год - Директор завода №39 С. Марголин подписал договор с Управлением ВВС на поставку 20 истребителей "И - Z" (разраб. Григорович) со спецвооружением стоимостью 77594 рубля каждый. С учетом непредвиденных расходов до 1 сентября 1933 г., срока готовности всей партии, заводу отпускалось 2398909 рублей. Таким образом, цена самолета составляла 119945 рублей. Один из первых серийных И-Z (№39009) испытывался в феврале-марте 1933 г. на полигоне УВВС в Монино. Полеты выполнял летчик-испытатель Пионтковский;
  • 1933 год– Состоялся первый полёт первого советского полужёсткого дирижабля «СССР В-5»;
  • 1939 год - Первый полёт истребителя И-180-2 Н.Н. Поликарпова, лётчик-испытатель С.П. Супрун. Первый скоростной истребитель нового поколения.
  • 1940 год - Вышел приказ НКАП № 319с о создании на бывшей территории 8-го отдела ЦАГИ опытного завода № 51 для ОКБ Н.Н. Поликарпова, которое до этого не имело собственной производственной базы;
  • 1945 год - Макетная комиссия утвердила макет "самолета 64" (Ту-64 (Ту-10))с четырьмя двигателями АМ-43ТК-300Б . Работы по самолету продолжались и с окончанием Великой Отечественной войны и с первыми раскатами "холодной войны" между вчерашними союзниками приобрели первостепенное значение для советского военно-политического руководства. Летом 1945 г. американцы взорвали свое первое ядерное устройство, атомная бомба стала реальностью. В СССР работы Курчатова и его коллег приближали день появления советского ядерного оружия. Вопрос о скорейшем создании авиационного носителя нового оружия приобретал крайне острую форму;
  • 1947 год - Завершились заводские испытания самолета "Ла -150". Всего за время эксплуатации группы из восьми самолетов "150" было выполнено 115 полетов, из них сорок восемь - по программе заводских испытаний. Облетали машины 3 заводских летчика, 3 летчика ЛИИ и 14 летчиков ВВС;
  • 1952 год – Состоялся первый полёт реактивного бомбардировщика Ту-16; экипаж Н.С. Рыбко. Ту-16 - первый тяжёлый околозвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец со стреловидным крылом с двумя самыми мощными в мире турбореактивными двигателями А.А. Микулина. В декабре 1952-го принято решение о запуске его в серию. В 1953-м начато производство. Создано около 50 модификаций машины. Серийный выпуск прекращён в 1962-м, снят с вооружения в 1993-м. Самолет по своим ЛТХ, боевой мощи и массовости выпуска превзошёл все зарубежные аналоги. Он строился в СССР и Китае. Состоял на вооружении многих стран;
  • 1978 год - Состоялся первый полет первого серийного Ту-144Д -самолета № 06-2 (бортовой № 77111);
  • 1999 год - По маршруту Иркутск-Новосибирск-Уфа-Таганрог, выполнил перелет Бе-200 с экипажем в составе командира К.В. Бабича, второго пилота Г.Г. Калюжного и штурмана М.Г. Андреева. Это был 19-й полет Бе-200, а всего к этому моменту амфибия налетала 26,5 часов. Самолет получил регистрацию RA-21511. В Таганрог Бе-200 перегнали для продолжения испытаний.
28 апреля

  • 1911 год - Министр торговли и промышленности России утвердил список наград, в котором под номером 22 значился инженер Гаккель: "...за оригинальную конструкцию морского аэроплана";
  • 1933год- Установлен праздник - День Воздушного флота СССР, ежегодно отмечаемый 18 августа
  • 1939 год - В 4 часа 19 минут со Щелковского аэродрома взлетел самолет ЦКБ-30 (ДБ-3б) «Москва» с экипажем в составе В. К. Коккинаки и М. X. Гордиенко на борту. Выбранное время старта (4 ч 19 мин) обеспечивало весь полет по маршруту вслед за солнцем, в дневных условиях. Этим облегчалась работа экипажа по ориентировке и определению места нахождения самолета. В тот же день он приземлился в Западном полушарии на о. Мискау (США). Путь в 8 тыс. км по ортодромической дуге через Атлантический океан пройден за 22 ч 56 мин. За этот полет летчики награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу»;
  • 1943 год - Начало летных испытаний Ла-5 № 39210204 с новым звездообразным двигателем М-71Ф. Использование того мотора на различных типах самолетов, как на истребителях, так и на бомбардировщиках, все время сопровождалось неудачами. Несмотря на то, что мотор прошел 50-часовые стендовые испытания, в полете и у М-71, и у его форсированной модификации постоянно что-то ломалось. Не исключением стал и Ла-5. К тому же М-71Ф имел большие габариты и утяжелял истребитель. Однако его большая мощность (на взлете он развивал до 2200 л.с.) сделала свое дело: летные испытания показали, что максимальная скорость истребителя возросла до 685 км/ч на высоте 5500 м.;
  • 1944 год - Высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39Б и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б И-222 передан на ЛЭС завода №155 на заводские испытания;
  • 1945 год - Приказом НКАП главному конструктору В.Я.Климову поручили выпустить рабочие чертежи ЮМО-004Б (турбореактивный двигатель Юнкерс Jumo-004b) и внедрить его в серийное производство под маркой РД-10 на уфимском заводе №26 (непосредственно работами руководил первый заместитель Климова Н.Д.Кузнецов);
  • 1956 год - Начало летных испытаний первого советского сверхзвукового разведчика Як-27Р, пилот Г.А. Тиняков;
  • 1958 год - Состоялся первый полет истребителя-перехватчика И-75Ф конструкции А.И.Микояна, пилот Г.К.Мосолов; Испытания первого опытного экземпляра И-75 проводились без РЛС. Была достигнута максимальная скорость 2050 км/ч на высоте 11 400 м без подвески ракет К-8, с ракетами - 1670 км/ч на высоте 12 400 м. Потолок самолета составил со снарядами 16 000 м, без снарядов - 18 700 м.;
  • 1961 год - Установлен абсолютный мировой рекорд высоты (динамический потолок) при взлете с земли - 34714 м, Г.К. Мосолов на Е-66А с дополнительными ЖРД (МиГ-21Ф) ОКБ МиГ (тяга на уровне моря 3000 кгс). Предыдущий рекорд, принадлежавший США и установленный на F-104F, был перекрыт на 3201 м.;
  • 1961 год - Опытный образец тактического разведчика Ту-22Р перелетел в Жуковский на летно-испытательную и доводочную базу (ЛИ и ДБ) ОКБ-156 для проведения заводских испытаний;
  • 1963 год - Завершились заводские испытания (начались 4 ноября 1961 года) самолета Ту-22У;
  • 1963 год - Во Внуково вступил в строй новый правительственный аэровокзал, получивший название "Внуково-2";
  • 1981 год - Потребность в Су-25 была очень велика, и прилетевший 28 апреля 1981 года в Ситал-Чай заместитель Главкома ВВС А. H. Ефимов поставил задачу: в срочном порядке подготовить для работы в ДРА эскадрилью из имевшихся машин и освоивших их летчиков. Командиром 200-й отдельной штурмовой авиаэскадрильи (ОШАЭ) назначили заместителя командира полка по летной подготовке А. М. Афанасьева. Для ускорения переучивания привлекли летчиков-испытателей и инструкторов Липецкого центра боевой подготовки ВВС - "высшей школы" военных летчиков, а часть сдаточных испытаний и настройку бортового оборудования еще "полусырых" машин провели на полигоне HИИ ВВС;
  • 1989 год - Летчик-испытатель Пугачев впервые продемонстрировал специалистам в ЛИИ знаменитую "кобру" на Су-27. На высоте 500-1000 м пилот за три прохода выполнил около 10 таких маневров. Отработку режима динамического выхода на сверхбольшие углы атаки В.Г.Пугачев начал в марте 1989 г. на опытной "спарке" Т-10У-1, оборудованной в целях безопасности противоштопорным парашютом и противоштопорпыми ракетами, в рамках подготовки к первой демонстрации Су-27 на зарубежном авиасалоне. Суть «Кобры» в следующем: выполняющий горизонтальный полет самолет вдруг резко вскидывает нос, но не уходит вверх, а продолжает лететь вперед. При этом угол атаки увеличивается, проходит 90-градусную отметку и достигает 120. Самолет фактически летит "хвостом вперед". За несколько мгновений скорость гасится до 150 км/ч, затем машина опускает нос и возвращается к обычному горизонтальному полету. Специалисты указывали, что динамическое торможение может быть использовано в воздушном бою при атаке цели из невыгодного положения, например для пуска ракет в заднюю полусферу;
  • 2016 год - С первого гражданского космодрома России - космодрома Восточный - проведён первый пуск. Ракета-носитель "Союз-2.1а" стартовала успешно, и через 8 минут 44 секунды блок выведения (БВ) "Волга" приступил к формированию переходной и целевой орбит для космических аппаратов (КА) "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218 ("СамСат-218").
29 апреля

  • 1919 год - В Москве сформирована Аэрофотограмметрическая школа красного Воздушного Флота (позднее Тамбовское ВВАИУ им. Дзержинского);
  • 1930 год - Состоялся первый полет истребителя И-5 Д.П. Григоровича и Н.Н. Поликарпова, Б.Л. Бухгольц. Самолет-истребитель И-5 создавался конструкторами Григоровичем и Поликарповым и практически сразу после испытаний он был запущен в серийное производство;
  • 1936 год - Начались заводские испытания головного самолета МДР-4 (№3104), ОКБ Туполева. Проходили в двух вариантах загрузки - разведчик и бомбардировщик. По стрелковому вооружению они теперь не различались. На всех серийных машинах стояли по три пулемета ШКАС. В план 1937 года постановлением СТО включили 10 МДР-4;
  • 1939 год - Завершился беспосадочный перелет на самолете ЦКБ-ЗО «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва - остров Миску (США) (экипаж: В.К.Коккинаки, М.X.Гордиенко). Перелет стартовал 28 апреля;
  • 1944 год - На Як-3 и Ла-7 началась установка двигателей РД-1X3 разработанных в ОКБ-СД завода № 16. Это был вариант двигателя РД-1 с химическим зажиганием взамен электрического. В качестве пусковых компонентов топлива использовались: горючее Б23-75 (раствор полупродукта синтетического каучука в бензине Б-70) и окислитель (азотная кислота);
  • 1945 год - На Центральном аэродроме Москвы начались заводские испытания модификации истребителя Як-3 со звездообразным мотором АШ-82ФН. Во время испытаний летчик П.Я.Федрови достиг скорости 682 км/ч на высоте 6000 м. Время набора высоты 5000 м не превышало 3,9 минуты. Однако, несмотря на столь высокие характеристики, самолет так и остался невостребованным;
  • 1953 год - Вышло Постановление Совета Министров СССР № 1138-470, по которому ОКБ А. Н. Туполева поручалось спроектировать и построить пикирующий бомбардировщик-торпедоносец «91» (Ту-91 Бычок). 1 июня 1953 г. командование авиации ВМС выдало ОКБ тактико-технические требования к пикирующему бомбардировщику-торпедоносцу с одним ТВД ТВ-2М. Согласно этим документам самолет «91» предназначался для бомбометания с пикирования по кораблям, военно-морским базам и береговым сооружениям; торпедометания по боевым кораблям и транспортам; как дополнительная задача: штурмовые действия по кораблям, транспортам, высадочным средствам и живой силе десанта, а также бомбометание с горизонтального полета;
  • 1957 год - Вышел приказ МАП, который поручал ОКБ-283 разработку на базе новейшей самолетной радиолокационной станции "Рубин-1" новой системы управления и наведения "Рубикон" для самолетов-снарядов КС и КСР. Экспериментальный образец системы должен был быть готов в III квартале 1957 г. ОКБ А.Н. Туполева требовалось подготовить к июлю 1957 г. документацию на переоборудование самолета-носителя Ту-16КС под новую систему. В ходе проектирования филиал ОКБ-155 остановился на варианте КСР, оснащенным ЖРД, как на более перспективном. Самолет получил обозначение Ту-16КСР;
  • 1959 год - Завершены госиспытания ТВД АИ-20Д ЗМКБ «Прогресс» для Ан-8 и Бе-12;
  • 1961 год - Экипаж А.Ф. Митронина установил на Ан-10 рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте, равный 530,6 км/ч.;
  • 1980 год - Состоялось первое участие в боевых действиях штурмовиков Т-8 (Су-25), операция «Ромб» (Афганистан);
  • 1981 год - Состоялся первый полет самолета-носителя ВМ-Т "Атлант" ОКБ им. М.В. Мясищева, экипаж, возглавляемый А.Кучеренко. Первый этап испытаний, несмотря на всю их уникальность, завершился в сжатые сроки, и уже в апреле 1982 г. состоялись два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), которыми на космодром были доставлены грузы 1ГТ и 2ГТ. В том же месяце первый полет с макетом груза 1ГТ совершил и самолет №1502;
  • 1981 год – Состоялся первый полёт учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ, лётчик-испытатель А.В. Федотов;
  • 1994 год - Завершились (начались 2 января 1989 года), проводимые ОАО АНТК им. А.Н.Туполева совместно с ЛИИ МАП, Гос-НИИ ГА и Гос НИИ АН основные летные испытания на 4-х самолетах Ту-204: одном первом опытном и трех серийных. В ходе испытаний к полетам по некоторым программам подключались и другие серийные самолеты Ту-204;
  • 1999 год - Состоялся первый полет учебно-боевого палубного истребителя Су-33 УБ (Су-27КУБ-1), пилоты В.Г. Пугачев, И.В. Мельников;
  • 2003 год - Подписано распоряжение № НА-103-Р/52 о допуске к эксплуатации самолетов Авиатика-МАИ-890СХ;
  • 2010 год - Спустя ровно три месяца после первого полета в Комсомольске-на-Амуре, прототип истребителя пятого поколения Т-50 впервые поднялся в подмосковное небо. Взлет с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова состоялся в 12.46, перед этим в воздух поднялся самолет сопровождения Су-24М. Пробыв в воздухе 39 минут, в 13.25 машина успешно приземлилась на ВПП в Жуковском. Самолет пилотировал летчик-испытатель ОКБ Сухого заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.
30 апреля

  • 1929 год - На день раньше срока, опытная машина ПС-9(АНТ-9) была готова. По внешнему виду самолет не уступал продукции именитых заграничных фирм. В салоне располагались плетеные камышовые кресла - этакий дачный интерьер. Их сделал один подмосковный заводик - получилось не хуже, чем у немцев. С вентиляцией поступили просто: все окна пассажирской кабины открывались, как в трамвае. Отопления на самолете не было;
  • 1933 год -Первый полет пассажирского самолета А.И.Путилова "Сталь-3" из нержавеющей стали, пилот Я.Г. Пауль; Самолет "Сталь-З" серийно строился в количестве 80 экз., на нем были осуществлены новые конструкторские решения: установлен элерон-закрылок и особый капот с профилированной щелью для улучшения охлаждения двигателя. Эти самолеты эксплуатировались на линиях ГВФ и показал хорошую надёжность и простоту ремонта;
  • 1939 год - Состоялся первый полет гидросамолета МБР-7 ОКБ Г.М. Бериева, пилот Н.П. Котяков;
  • 1949 год - Саратовский авиазавод испытал первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении;
  • 1954 год - Начато серийное производство ТВД НК-12;
  • 1954 года - Первый опытный самолет "ДМ" ("дублер М"), заводской № 4300003, с укороченной на 1 метр носовой частью фюзеляжа, увеличенной площадью крыла и другими доработками, предтечу стратегического бомбардировщика М-4, передали на Государственные совместные испытания (ГСИ) в ГК НИИ ВВС. На нем установили почти весь комплект вооружения и оборудования, механизм "вздыбливания", для улучшения взлетно-посадочных характеристик увеличили площадь и углы отклонения закрылков. Самолет впервые поднялся в воздух в январе 1954 г. под управлением экипажа Б.К.Галицкого. Прежде чем начать полеты по программе ГСИ, самолет был продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью в честь Первомая. Показ произвел сильное впечатление на отечественную публику и зарубежных дипломатов. Вскоре в НАТО грозному самолету присвоили обозначение Bison;
  • 1965 год - Согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №356-126, ОКБ Яковлева приступило к разработке самолета, а 21 октября 1966 года летчик-испытатель А. Колосов впервые поднял Як-40 в воздух;
  • 1965 год - Самолет Су-15 был принят на вооружение в составе комплекса перехвата Су-15-98, включавшего самолет-носитель Су-15 (Т-58), систему вооружения с радиолокационной станцией РП-15 («Орел-Д-58») и ракетами Р-98 в двух вариантах: с полуактивной радиолокационной ГСН и пассивной тепловой ГСН, а также наземную часть – систему наведения типа «Воздух-1М». Таким образом, Су-15 стал третьим, после Су-9 и Су-11 серийным перехватчиком ОКБ, принятым на вооружение в составе комплекса перехвата;
  • 1969 год - Состоялся первый полет турбовинтового Ан-14М (бортовой СССР-1968), пилотируемого летчиком В.И.Терским. Ан-14 - легкий двухмоторный самолет с подкосным удлиненным крылом. Большой люк в задней части самолета давал возможность пассажирам быстро и удобно войти в салон. Летные данные самолета заметно изменились. Так, максимальная скорость, по сравнению с Ан-14А, возросла почти в два раза, и во столько же ухудшились взлетно-посадочные характеристики. От везделета не осталось и следа, хотя он по-прежнему мог эксплуатироваться с неподготовленных площадок;
  • 1987 год - Мировой рекорд грузоподъемности (15256 кг) и высоты на Ан-74 с ТРДД Д-36, экипаж В. Ткаченко;
  • 1997 год - Состоялся первый полет ночного боевого вертолета Ми-28Н. Первый полет ночного боевого вертолета Ми-28Н (30.04.97). Ми-28 - первый советский вертолет огневой поддержки с продольной компоновкой двухместной пилотской кабины. Первый полет прототипа состоялся в 1982 году. Машина оснащена двигателями ТВЗ-117. Вертолет предназначен для уничтожения воздушных и наземных целей, ночной атаки и огневой поддержки пехоты;
  • 2004 год - Состоялся первый полет реактивного учебно-боевого самолета Як-130УБС с двигателями АИ-222-25, пилот Р.П.Таскаев, Нижегородский авиазавод "Сокол".