Авиакалендарь России

Сентябрь (11.09-17.09)

11 сентября

  • 1900 год - Родился генеральный конструктор С.А.Лавочкин. Советский авиаконструктор, член-корр. АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Семен Алексеевич Лавочкин родился в Смоленске. После окончания Московского высшего военного училища он работал в конструкторском бюро Ришара. Затем он был переведен в ЦКБ, где занимался проектированием стратосферного самолета с герметичной кабиной, поднимающегося на большую высоту. В середине 30-х годов С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков занимались разработкой скоростного истребителя ЛаГГ-3. В годы войны Лавочкиным были разработаны самолеты Ла-5, Ла-7. После войны КБ Лавочкина занималось разработкой и совершенствованием реактивных самолетов. Под его руководством созданы: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Ла-15, Ла-150, Ла-160, Ла-168, Ла-176 (на этом самолете впервые в СССР был преодолен звуковой барьер), Ла-190, Ла-200, Ла-250, беспилотный Ла-17;
  • 1912 год - Русский авиатор Всеволод Михайлович Абрамович на самолёте "Райт-Абрамович" установил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 минут 57 секунд;
  • 1921 год - Полет с научной целью на аэростате. Для практического изучения «болезни высоты» экипаж воздухоплавателей под руководством Н.Д. Анощенко совершил полет по заданию научной комиссии воздушной службы Главсануправления и Наркомздрава СССР;
  • 1929 год - Состоялся первый полет многоцелевого боевого самолета АНТ-7 (Р-6) «воздушный крейсер» конструкции ОКБ А.Н.Туполева, пилот М.М.Громов. Первый в мире двухмоторный тяжелый разведчик Р-6 и первый самолет с двойным управлением;
  • 1934 год - На аэродроме НИИ ВВС в Щелково завершились госиспытания первого серийного И-15 (No. 33905) изготовленного авиазаводом No. 39. Для получения полного представления о характеристиках самолета хватило десяти полетов. Серийный И-15 оказался немного тяжелее опытного, что объяснялось установкой более тяжелого двигателя. На трехкилометровой высоте истребитель развивал максимальную скорость 367 км/ч, что было на 17 км больше, чем у опытного ЦКБ-3. И скороподъемность у серийного оказалась лучше: на 5000 м он забирался ровно за 6 минут;
  • 1936 год - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8116 м, экипаж А.Б.Юмашева на АНТ-6. Четырехмоторный АНТ-6 совершил первый экспериментальный полет в декабре 1930 г. Он мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулеметных башен, выдвигаемых во время полета. Был налажен серийный выпуск этих самолетов. Разработанная Туполевым схема самолета использовалась потом при конструировании многомоторных "летающих крепостей" "Боинг В-17" и "Боинг В-29";
  • 1941 год - В ЛИИ совершил первый вылет истребитель М.И. Гудкова Гу-82. Первый летный экземпляр переделанный из ЛаГГ-3 с М-82;
  • 1945 год - В ЛИИ НКАП закончился первый этап летных испытаний самолета МиГ-8 "Утка", на которых главным образом изучали устойчивость и управляемость самолета;
  • 1953 год - Приказ МАП "О создании фронтового истребителя с треугольным крылом конструкции т. Микояна", на основании постановлением Совета министров СССР от 9 сентября 1953 года (в этот же день вышло постановление о создании ТРД AM-11) в котором, в частности, говорилось:

"В целях дальнейшего повышения летно-технических данных и освоения новой схемы истребителей Совет министров Союза ССР Постановлением от 9 сентября 1953 года:

1. Обязал МАП (т. Дементьева) и главного конструктора т. Микояна спроектировать и построить одноместный фронтовой истребитель с треугольным крылом, с одним турбореактивным двигателем AM-11 конструкции т. Микулина тягой 5000 кгс с дожиганием...". Приказ и Постановление положили начало самолетам семейства "Е";

  • 1957 год - Экипаж летчика Ю. Т. Алашеева на самолете Ту-104А СССР-Л5421 пролетел замкнутый маршрут протяженностью 2000 км с грузом 20 Т со средней скоростью 897, 498 км/ч. В одном полете установили сразу три мировых рекорда, при этом превысили результат летчика Хенкока, установленный в 1946 году на истребителе Р-80;
  • 1962 год - Летчиком-испытателем П.М. Остапенко на самолете Е-152 установлен мировой рекорд высоты на базе 15-25 км, равный 22670 м. При этом была выдержана скорость 2500 км/ч.;
  • 1966 год - На серийном заводе собран первый серийный самолет Су-7УМК;
  • 1996 год - Из сборочного цеха выкачен первый летный экземпляр Бе-200. Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 А.В. Явкиным) и ИАПО готовили самолет к первому полету круглосуточно, в три смены.
12 сентября

  • 1922 год - Проведён первый опыт переброски больших групп самолётов: 17 истребителей перелетели из Петрограда в Москву. 1-я отдельная авиационная эскадрилья осуществила перелёт из Петрограда в Москву с посадками на промежуточных аэродромах в Боровичах и Твери. Группу из 17 самолётов типа «Фоккер D-VII» возглавлял Александр Тимофеевич Кожевников. Из-за плохой погоды перелёт продолжался четыре дня. Авиаторов 1-й авиаэскадрильи приветствовали члены Советского правительства. Затем лётчики продемонстрировали над московским аэродромом свое мастерство в технике пилотирования. Обратный путь удалось преодолеть за два дня;
  • 1923 год - Главвоенпром подписал Договор с заводом "Красный летчик" на постройку 12 морских разведчиков М-24 конструкции Григоровича, в счет 40 заказанных (эскадрилья "Красный балтиец"). Самолеты строились на средства Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), а деньги для него собирались буквально по копеечке трудящимися по всей стране;
  • 1934 год - Завершился мировой рекорд беспосадочного перелета по кривой - 12 411 км за 72 ч 02 мин, М.М. Громов на АНТ-25;
  • 1940 год - С удовлетворительными результатами завершились государственные испытания прототипов И-200 №02 и И-200 №03 истребителя Микояна и Гуревича МиГ-1. В ходе их на высоте 7200 м была достигнута максимальная скорость 628 км/ч.;
  • 1946 год - Первый полет истребителя "150", первого реактивного самолета ОКБ С.А. Лавочкина, пилот А.А. Попов;
  • 1951 год - Установлен мировой рекорд дальности полета по ломанному маршрутом - 12 020 км с грузом 5100 кг, экипаж А.Д. Перелета на на бомбардировщике Ту-85. 12 сентября в 7 часов 15 минут с аэродрома ЛИИ Ту-85 отправился в первый дальний полет. Предстояло пройти маршрут Москва - Киев - Харьков - Сталинград - Москва по заданному графику на высотах 3000 - 6000 - 8000м. Спустя 14 часов 15 минут над полигоном в районе Сталинграда, закрытым плотным слоем облачности, с высоты 6000 м сбросили 12 бомб общим весом 5000 кг и повернули домой. В 3 часа 57 минут самолет при свете прожекторов совершил посадку на аэродроме ЛИИ. За 20 часов 38 минут было пройдено расстояние около 9500 км. После полета по остатку топлива в баках определили, что реальная дальность полета при средней скорости 475 км/ч превысит 12 000 км. Таким образом, можно констатировать, что в 1951-м в Советском Союзе создали межконтинентальный бомбардировщик, подготовленный к серийному производству;
  • 1974 год - Окончен в постройке экземпляр Т-8-0 (Су-25) для прочностных испытаний. Весь 1973 год работы по штурмовику фирма вела неофициально П.О.Сухого, испытывая большие трудности с финансированием, так как на его создание постановления правительства не было;
  • 1977 год - Завершился этап "Б" ГСИ опытного экземпляра учебно-тренировочного самолета с ВВП Як-36МУ. Согласно приказу Министра обороны №196 от 15 октября 1978 г. самолет получил наименование Як-38У;
  • 1980 год - Мировой рекорд времени подъёма на высоту 3000 м для лёгких самолётов категории С-1-с - 5 мин. 46.9 сек; Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владислав Ильич Лойчиков на «Кванте» СКБ МАИ;
  • 2016 год - Первый регулярный рейс в аэропорт "Жуковский". Его совершила а/к "Белавиа" из Минска.
13 сентября

  • 1919 год - Основан Московский авиатехникум (с 1920-го - Институт инженеров КВФ, с 1922-го - Академия Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского);
  • 1924 год - а, Реввоенсовет СССР принял трехлетний план развития ВВС Красной Армии, предусматривавший к 1927 году довести число боевых машин до 1 тысячи;
  • 1947 год - В ходе заводских летных испытаний состоялись первые рулежки ближнемагистрального пассажирского самолета Як-16, а спустя 11 дней Ф.Л. Абрамов поднял Як-16 в воздух;
  • 1953 год - На самолет Ил-14 установлены винты АВ-50 разработки НПП «Аэросила»;
  • 1989 год - Экипаж в составе командира Б.И. Лисака, второго пилота К.В. Бабича, штурмана М.Г. Андреева, бортинженера В.А. Чебанова, бортрадиста Л.В. Твердохлеба и бортоператора А.Д. Соколова установили первые 14 мировых рекордов на А-40 в классах гидросамолетов и самолетов-амфибий по достигнутой высоте полета с грузом и без груза;
  • 1990 год - Не дожидаясь окончания государственных испытаний, Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна "Якутавиа";
  • 1992 год - Завершился авиасалон в Фарнборо, на котором впервые демонстрировался самолет Як-141 (Як-41М №75), позднее он неоднократно демонстрировался на других авиасалонах. Второй Як-41М (бортовой номер "77") после восстановления стал музейным экспонатом;
  • 2006 год - Ан-124-100 «Руслан» ООО «Авиакомпания „Полёт“» доставил из Санкт-Петербурга в Магадан рабочее колесо гидротурбины для Усть-Среднеканской ГЭС.
14 сентября

  • 1902 год - Родился Николай Ильич Камов, советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Государственной премии СССР. Николай Ильич Камов родился в Иркутске. Он окончил Томский технологический институт и переехал в Москву, где устроился работать на завод Юнкерса. В 1928 году Камов становится ведущим конструктором и начальником бригады КБ Ришара, где он приступает к созданию автожира. КАСКР-1 - первый винтокрылый аппарат Камова, затем был создан первый боевой автожир А-7. В 1948 году создано КБ под руководством Камова, в нем разработаны вертолеты Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-22, Ка-26, Ка-32, аэросани Север-2, Ка-30. Автор книги "Винтовые летательные аппараты". Его имя носит Ухтомский вертолетный завод;
  • 1910 год - По указанию военного министерства Военный учебный воздухоплавательный парк преобразован в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу;
  • 1917 год - Закончился 1-й Всероссийский авиационный съезд, который работал с 8 или 10 июля 1917 г. На нем избрали Всероссийский совет авиации (Авиасовет). Координация с его стороны позволила выпустить 1099 самолетов и 374 мотора;
  • 1926 год - Начались полеты советских самолетов на линии Ташкент - Кабул; Шесть серийных Р-1 успешно совершили в 1924 перелёт Москва — Кабул;
  • 1941 год - Пилот С.Б. Рейдель поднял в воздух второй серийный Бе-4 (заводской №28802). Всего за время испытаний продолжавшихся до 10 октября было выполнено 49 полетов с общим налетом 10 часов 3 минуты. В летно-пилотажной оценке самолета отмечено, что "Бе-4 является простой в пилотировании машиной, вполне рассчитанной на летчика средней квалификации и на рулежке самолет прекрасно управляем за счет эффективного водяного руля";
  • 1946 год - На серийных заводах №31, №21 и опытном №301, на основании приказа МАП №618, в срочном порядке организовывалось производство малых серий реактивных истребителей ОКБ А.С.Яковлева и ОКБ С.А.Лавочкина. На заводе №31 - 20 самолетов Як-15, из которых 15 необходимо было сдать ВВС к 20 октября, на заводах №21 и №301 - соответственно 3 и 5 самолетов И-150, из которых должны были быть готовы к 20 октября соответственно 2 и 4 машины. Также к указанному выше сроку завод № 381 должен был закончить постройку и передать ВВС 8 истребителей И-250.Все мероприятия проводились для обеспечения своевременного выпуска истребителей к ноябрьскому воздушному параду;
  • 1950 год - На Киш-озере в Риге начались исследования взлетно-посадочных и маневренных характеристик новой летающей лодки Бе-6 на воде в зависимости от полетной массы, встречного и бокового ветра, волнения водной поверхности, режимов работы двигателей. Параллельно шло выполнение частей испытательной программы, связанных с выявлением реальных эксплуатационных и боевых возможностей самолета;
  • 1966 год - Началась разработка учебного Ту-128УТ. Были приняты совместные решения ВВС-ПВО-МАП №128-14-67 и ВПК №229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.
  • Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолет в частях был прозван "пеликаном";
  • 1971 год - Самолет Ту-128УТ принят на вооружение приказом Министра обороны №0160 от 14 сентября 1971 года;
  • 1983 год - Старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов на Як-38 совершил посадку на гражданское судно - теплоход "Агостиньо Нето" типа "РО-РО". Эта посадка осуществлялась с целью проверки практической осуществимости посадки военных самолетов на гражданские суда. В сентябре 1983 года летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили эту идею по приказу Главкома ВМФ;
  • 1996 год - Первый полет модифицированного транспортного самолета Ил-114Т с 2 ТВД ТВ7-117С. Ил-114Т предназначен для перевозки грузов массой до 7 т на линиях протяженностью 1000 - 4800 км. Самолет создан на базе пассажирского Ил-114 и представляет собой новое поколение транспортных самолетов в своем классе. Самолет выполнен по схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом и обычным однокилевым хвостовым оперением.
15 сентября

  • 1901 год - В Париже открылся первый международный воздухоплавательный конгресс. Россию там представлял Николай Егорович Жуковский;
  • 1909 год - В Москве первый в России демонстрационный полёт на самолёте ("Вуазен") совершил Ж. Леганье (Франция);
  • 1918 год - М.М. Огородников впервые совершил перелёт через Каспий из Баку в Красноводск на самолёте Фарман-30;
  • 1922 год - НТК Главвоздухфлота принял решение о развитии планеризма в СССР;
  • 1924 год - Первый полёт планера АВФ-10 - первого ЛА Александра Сергеевича Яковлева, один из организаторов и руководителей Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота Андрей Васильевич Сергеев;
  • 1938 год - В Евпатории в НИИ Морского управления закончились государственные испытания ДБ-3 на поплавках;
  • 1944 год- Начало заводских испытаний вертолёта «Омега-II» ОКБ Ивана Павловича Братухина; лётчик-испытатель Константин Иванович Пономарёв;
  • 1956 год - Начались регулярные пассажирские полёты на турбореактивных Ту-104. Рейсом Москва – Иркутск началась регулярная эксплуатация первого советского реактивного пассажирского Ту-104 с двумя ТРД АМ-3; экипаж Евгения Петровича Барабаша. Открыта эра реактивной техники в истории отечественной гражданской авиации;
  • 1967 год - Флагман ГА СССР Ил-62 открыл трансатлантическую трассу Москва-Монреаль. КВС Николай Михайлович Шапкин, время полёта 9 час. 34 мин (по случаю всемирной выставки в Монреале);
  • 1969 год - Создано Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов ПВО на основании приказов Министра Обороны СССР № 0022 и № 080 от 1969 года и директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР № орг/8/87704 от 18 июля 1969 года на базе располагавшегося в Ставрополе филиала Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков ПВО;
  • 1971 год - Ленинградское ВАУ ГВФ преобразовано в Академию гражданской авиации. С 31.03.2005 г. - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • 1979 год - Рейсом Казань-Сочи на самолёте Ту-134 было открыто регулярное пассажирское сообщение из нового аэропорта, построенного рядом с г. Казань (16 км от города) в Лаишевском районе Татарской АССР;
  • 1986 год - Первая автоматическая посадка летающей лаборатории ЛИИ Ту-154ЛЛ с СУ ОК "Буран".
16 сентября

  • 1910 год - Лейтенант С.Ф.Дорожинский совершил первый в истории русского флота полет на аэроплане «Антуанетт», сделав два круга на высоте 50 м над Куликовым полем в Севастополе. Пионер морской авиации;
  • 1934 год - Первый полет бесхвостового планера БП-2 (ЦАГИ-2) конструкции В.Н.Беляева;
  • 1936 год - Установлен мировой рекорд высоты с грузом 10 т - 6605 м, экипаж А.Б.Юмашева на АНТ-6;
  • 1944 год - Первый полет высотного истребителя-перехватчика И-224 (4А) ОКБ МиГ, Г.М.Шиянов;
  • 1949 год - Первый полет барражирующего перехватчика Ла-200, С.Ф.Машковский, А.Ф.Косарев;
  • 1955 год - На Омском авиационном заводе (ныне АКО «Полёт») началось производство пассажирского реактивного самолёта «Ту-104».
  • 1960 год - Абсолютный мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту - 2148,66 км/ч, пилот К.К.Коккинаки на Е-66 (МиГ-21);
  • 1975 год - Первый полет истребителя-перехватчика Е-155МП (МиГ-31), пилот А.В. Федотов. Созданный на базе МиГ-25 истребитель МиГ-31 до недавнего времени считался самым скоростным и самым эффективным перехватчиком в мире;
  • 1985 год - Завершены испытания самолета Су-17М3 в горных условиях;
  • 2016 год - В Таганроге состоялся первый 15-минутный полёт нового самолёта Бе-200ЧС производства ТАНТК им. Георгия Михайловича Бериева, входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Самолёт пилотировал экипаж ТАНТК им. Г.М. Бериева в составе: Заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Петрович Кулешов и лётчик-испытатель 1 класса Евгений Алексеевич Юрасов.
  • Бе-200ЧС – первый серийный самолёт таганрогской сборки, произведённый по контракту с МЧС России. Ранее производство осуществлялось на мощностях Иркутского авиационного производственного объединения.
17 сентября

  • 1857 год - Родился К. Э. Циолковский, ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетной динамики, теории самолета, космонавтики. Основными направлениями деятельности ученого являлись научное обоснование цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В 1896 г. создал математически строгую теорию реактивного движения. В опубликованной в 1903 г. статье «Исследования мировых пространств реактивными приборами» обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. Заложил основы теории ракет и жидкостного реактивного двигателя. В ряде его работ выдвинуты технические идеи, нашедшие свое применение в практическом ракетостроении;
  • 1958 год - Завершены заводские летные испытания комплекса перехвата Т-3-8М (Т-47). Примечание: Су-9 (Т-43) и Су-11 (Т-47) - модификации одного и того же исходного самолета, Т-3. Постановлением СМ от 16.04.1958 ОКБ Сухого было дано задание разработать 2 комплекса перехвата: Т-3-51 (который после принятия на вооружение в 1960 г. получил обозначение Су-9-51) и Т-3-8М (который после принятия на вооружение в 1961 г. получил обозначение Су-11-8М. Опытные самолеты Т-43 и Т-47 строились на базе первых серийных самолетов Т-3 (ПТ-8, "изд. 27") производства Новосибирского авиазавода, выпуска 1958-59 г.г., это были машины 1-й и 2-й производственных серий Новосибирского АЗ;
  • 1962 год - Состоялся первый полет вертолета Ми-8 в двухдвигательном варианте;
  • 1997 год - Первый полет на ОАО "Роствертол" пожарного варианта вертолета Ми-26Т с водосливным устройством на внешней подвеске;
  • 1997 год - Первый полет пассажирского самолета Ан-140 с ТВД ТВ3-117ВМА-СВМ1, экипаж А.К. Хрустицкого. Серийное производство самолета было налажено на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии, на заводе HESA (Исфахан, Иран) и АО «Авиакор» (Самара, РФ). Всего было построено 36 таких самолетов ;
  • 1998 год - Подписано соглашение о создании и серийном производстве военного авиадвигателя пятого поколения АЛ-41Ф.