7 августа
- 1887 год - Наблюдение солнечного затмения с воздушных шаров, летали Менделеев Дмитрий Иванович, Джевецкий Степан Карлович и Зверинцев Леонид Николаевич;
- 1914 год - Издано Постановление Военного Совета о формировании четырех отрядов на базе воздушных кораблей «Илья Муромец». 4 сентября началось формирование еще 3 отрядов. В созданной в 1914 году "Эскадре Воздушных Кораблей" состояло до 7-ми отрядов. За время войны «И. Муромцы» совершили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку. В первый бой «Илья Муромец» вступил 19 июля 1915 года. Самолёт лейтенанта Башко отбился от 3 «Брандербургов», сбив 1 вражеский самолёт. 5 ноября 1915 года. при бомбардировке ж.д. станции Барановичи огнём противовоздушной обороны сбит зенитками самолёт штабс-капитана Озерецкого. Это была первая потеря «Ильи Муромца». Всего «Муромцами» было сбито не менее 12 самолетов противника;
- 1914 год - Морской летчик Я.И. Нагурский с механиком Е.В. Кузнецовым на поплавковом биплане (Maurice Farman MF.11 Hydro) совершили первые полеты на самолете в Арктике в район Новой Земли в поисках экспедиции Г.Я. Седова, достигнув 76° с.ш.;
- 1924 год - По решению, принятому коллегией Научно-технического отдела ВСНХ А.Н.Туполев "за конструирование и постройку первого русского цельнометаллического самолета АНТ-2 " был направлен в январе 1925 года в творческую командировку в Германию и Францию;
- 1933 год - Приказом Реввоенсовета песню "Все выше, и выше, и выше, стремим мы полет наших птиц…" объявили маршем ВС СССР - "Авиамаршем";
- 1937 год - Первый полет самолета "Стрела" конструкции А.С. Москалева. Схему и форму крыла "Стрелы можно считать прообразом схем современных сверхзвуковых самолетов;
- 1940 год - Постановление Комитета Обороны № 342 и приказом НКАП № 399 о создание самолета ОПБ М-90.Ответственность возлагалась на НКАП, директора завода №156 Ленкина и главного конструктора Кочеригина. Предполагалась постройка двух экземпляров самолета с предъявлением на государственные испытания 1-го экземпляра к 1 февраля, а 2-го - к 1 апреля 1941 г.;
- 1940 год - На совещании Техсовета НКАП рассматривались химический антиобледенитель, разработанный в НИИ ГВФ группой Фейгельсона, и термический антиобледенитель Зуева. Первый, химический антиобледенитель С2Н5ОН+Н2О, получил предпочтение;
- 1941 год - Завершены Государственные испытания модифицированного самолета Су-2 М-88Б №1/6;
- 1941 год - Советский летчик-истребитель, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (1918-27 октября 1941) в небе Москвы одним из первых в истории авиации совершил ночной таран вражеского самолета;
- 1941 год - Первый полет опытного дальнего двухмоторного истребителя Пе-3. Самолет поднялся в воздух под управлением заводского летчика-испытателя майора Федорова. Решением Государственного Комитета Обороны от 2 августа 1941 г. московскому авиационному заводу № 39 было предписано в срок до 6 августа изготовить истребительный вариант бомбардировщика Пе-2. Всего четверо суток выделялось на работу, связанную с радикальным изменением многих важных систем, в частности, топливной, на переделку установок вооружения и радиооборудования. И все же 7 августа первый опытный двухмоторный истребитель, позднее получивший обозначение Пе-3 в соответствии с существовавшим порядком - присваивать истребителям нечетные порядковые номера в отличие от самолетов всех других назначений - поднялся в воздух под управлением заводского летчика-испытателя майора Федорова;
- 1942 год - С пробежек облегченного танка по грунтовой взлетно-посадочной полосе и бетонке начались под Москвой в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) испытания планера А-40. При этом целью ставилось узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110-115 км/ч (скорость Т-60 составляла 45км/ч). Затем были выполнены три подлета "КТ" на высоте 4 м, в которых опробовали систему управления. Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ Антонова. В конце 1941 года Олег Константинович Антонов задумал создать некий гибрид танка и десантного планера, отказавшись от единой силовой установки. Работы над планером, получившим индекс А-40 (или КТ - крылья танка), начались в самый трудный период начала войны - в декабре 1941 г. Для испытаний был предоставлен серийный легкий танк Т-60;
- 1943 год - Состоялся первый полет бомбардировщика Ил-6 с двигателями АЧ-30Б, экипаж В.К.Коккинаки;
- 1954 год - Состоялся первый полет вертолета Як-24 (№ 2720201) по программе утвержденной министром авиационной промышленности П.В. Деменьтьевым приказом № 470сс от 2 августа 1954 года. Летали летчик-испытатель завода № 115 капитан Милютичев и летчик испытатель ЛИИ МАП Ю.А. Гарнаев. Испытания завершились 19 октября, а 25 числа того же месяца машину перегнали из Ленинграда в Москву;
- 1961 год - На амфибии M-10 Бериева установлен мировой рекорд скорости (912 км/ч) в этом классе ЛА. Для этого один серийный Бе-10 ( 0600505) переоборудовали в рекордную машину, при этом кормовую стрелковую установку заменили обтекателем, на киль установили дополнительную штангу ПВД, а для установления рекорда скорости демонтировали брызгоотражательные щитки. В документах FAI машина была заявлена как M-10. Рекордные полеты выполнялись в Донузлаве экипажем командира местного авиаполка И.И.Андриевского (штурман А.В.Безверхний, стрелок-радист Т.А.Федоренко);
- 1966 год - В Тушино открылся чемпионат мира по высшему пилотажу, все призовые места заняли летчики на Як-18ПМ;
- 1967 год - Состоялся первый полет УТС Як-18Т в Ле-Бурже, пилот Ю.В. Петров;
- 1968 год - Было принято решение об установке КИГ (крыло изменяемой геометрии) на Т6-2. Первую же машину с обычным крылом до 1974 года использовали в качестве летающей лаборатории.Создание КИГ самолета Т-6 стало важным этапом в истории развития конструкций самолетов в СССР. Даже после создания таких машин, как Ту-22М и Ту-160, оно остается уникальным хотя бы потому, что на нем расположены поворотные пилоны для подвесного вооружения - такое решение в СССР было применено только на Т-6. Доработанный в ходе постройки второй опытный самолет с новым крылом получил индекс Т6-2И (2-й экземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла). Он совершит первый полет 17 января 1969 года;
- 1972 год - Министр авиационной промышленности подписал приказ о разработке второй редакции аванпроекта легкого фронтового истребителя МиГ-29 с интегральной компоновкой планера (в ОКБ этот вариант получил наименование изделие "9-11"). Изготовление первого опытного МиГ-29 ("изделие 9-11") было завершено в августе 1977 года, а 6 октября он впервые поднялся в воздух. Серийное производство МиГ-29 ("изделие 9-12") началось в 1982 году. Первые серийные машины имели в хвостовой части аэродинамические гребни, впоследствии упразднённые. МиГ-29 может нести две УРСД Р-27 и четыре УРББ Р-60М или Р-37 с ИК ГСН. вооружение дополняет 30-миллиметровая пушка Система РЛС может одновременно отслеживать и вестии до 10 целей. Для ближнего боя имеется нашлемная система целеуказания-ГСН УР разворачиваются в том же направлении, что и голова пилота. На основе МиГ-29 впоследствие были созданы такие машины, как МиГ-29 М/К/СМТ/УБ.;
- 1988 год - Экипаж в составе летчиков-испытателей 1-го класса А.Разбегаева, А.Лаврентьева, заслуженного штурмана-испытателя Л.Данилова и бортинженера А.Бурлакова прошел на Ми-26 по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем;
- 1989 год - МиГ-29 №311 (т.е. самолет "9-31/1") перегнали в Саки. Ведущим инженером по испытаниям 311-й был С.П.Белясник, техником самолета - Ю.В.Тюков. Первый опытный МиГ-29К еще не оснащался новой системой управления вооружением. Испытательные полеты МиГ-29К на "Нитке" в сентябре-октябре 1989 года подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту ТАВКР. Первый этап испытаний на совместимость МиГ-29К и корабля проводился на комплексе "Нитка", оборудованном аналогом корабельного аэрофинишера С-2, трамплином Т-2 и оптической системой посадки (ОСП) "Луна-3";
- 1990 год - Впервые в Азии на авиационной выставке в Сингапуре состоялись демонстрационные полеты самолетов Су-27 и Су-27УБ;
- 1992 год - Первый полёт первого серийного Ил-114, лётчик-испытатель Игорь Рауфович Закиров;
- 2000 год - Первый полет опытного Су-35УБ.
8 августа
- 1916 год - Первый полет морского истребителя «Энгельс III»:, пилот штабс-капитан Евгений Робертович Энгельс (1880— 1916 гг.), штабс-капитан, был одним из весьма образованных военных летчиков русской авиации. Он окончил Технологический институт и Артиллерийскую академию, в 1912 г. получил диплом летчика во Франции и в 1915 г. прошел курс обучения в Севастопольской школе авиации. В 1915—1916 гг. Е. Р. Энгельс построил два самолета, совершенно оригинальных и не похожих ни на какие другие самолеты. Проект этого оригинального сухопутного моноплана был предложен весной 1915 года и 10 апреля 1915 года автор получил 2500 р. на его постройку. Самолет строился в мастерских Севастопольской школы на Каче. 22 сентября 1915 года Энгельс был переведен на должность заведующего мастерскими Гутуевской школы морских летчиков в Петрограде, а в конце 1915 года вместе со школой был переведен в Баку. Самолет «Орел» доводился уже без его автора, который, став в 1916 году инструктором Бакинской школы и полетав на морских самолетах, занялся проектированием летающей лодки. Это был проект оригинальной летающей лодки-истребителя, выполненной по схеме парасоль. Особенностью самолёта являлись опущенные вниз законцовки крыла, призванные выполнять роль поплавков боковой остойчивости. Ротативный двигатель с толкающим воздушным винтом на продолжении центральных стоек крыла, снабжён обтекателем яйцевидной формы, прикрывающем и топливный бак. Реализация проекта состоялась благодаря проявленному интересу со стороны компании Ф. Мельцера. Здесь построили первый опытный образец, испытанный в Петрограде в конце июля 1916 года. Второй экземпляр летающей лодки Энгельса изготовили с двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с. на средства Морского ведомства на заводе Ф. Мельцера во второй половине 1916 года. Затем аппарат перевезли в Баку, где в конце ноября конструктор лично выполнил два благополучных полёта. Машина легко выходила на редан и отрывалась от воды, развивала высокую максимальную скорость - 170 км/час. 5 декабря 1916 года, в третьем испытательном полёте произошла катастрофа, в результате которой штабс-капитан Энгельс погиб. К сожалению, деятельность Е. Р. Энгельса, показавшего себя талантливым конструктором, продолжалась так недолго;
- 1930 год - Первый полет К-4 по маршруту Москва - Ташкент с пассажирами на борту, пилот Бабушкин;
- 1933 год - В Москве впервые состоялся воздушный парад. В нем приняли участие дирижабли, легкие самолеты, автожиры и самолеты-гиганты: пятимоторные АНТ-14 и трехмоторные АНТ-9;
- 1933 год - Экипаж Юмашева совершил на модифицированном облегченном ТБ-3 беспосадочный перелет Щелково-Евпатория-Щелково, сбросив 2500 кг бомб на полигоне в Крыму и покрыв расстояние в 2500 км;
- 1934 год - Начались заводские испытания и состоялся первый полет гигантской летающей лодки АНТ-22 (МК-1), экипаж Т.В. Рябенко. Летали и Т.В.Рябенко и Д.Н.Ильинский;
- 1941 год - В ночь с 7 на 8 августа по решению Ставки ВГК по военным объектам Берлина был нанесен первый бомбовый удар советской авиацией с аэродрома «Кагул» (на о. Саарема Моонзундского архипелага). 1 августа была сформирована авиагруппа в составе 10 самолетов ДБ-3 под командованием командира 1-го минно-торпедного полка полковника Е. Н. Преображенского, увеличенная позднее до 33 самолетов. 8 августа (взлетев 7-го) 15 самолетов (тремя группами под командованием полковника Е. Н. Преображенского, капитанов В. А. Гречишникова и А. Я. Ефремова) нанесли первый бомбовый удар по Берлину. Все самолеты благополучно возвратились на аэродром;
- 1949 год - Впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1, которые установили в новые мотогондолы с сильно выраженной "талией" - поджатием в месте сопряжения с крылом пилот В.К.Коккинаки. Кроме того, для улучшения условий работы радиолокатора ПСБН его перенесли из хвостовой части фюзеляжа в носовую и установили в обтекателе на нижней части фюзеляжа за отсеком шасси. С учетом замечаний испытателей небольшие изменения были внесены в систему управления с целью снижения нагрузок на педали, в гидросистему, в механизм уборки-выпуска шасси. Боевая живучесть самолета была повышена за счет установки системы заполнения фюзеляжных топливных баков нейтральным газом;
- 1951 год - Закончился второй этап Госиспытаний. В заключительном Акте комиссия записала: "Модифицированный самолет МиГ-15бис со стреловидностью крыла 45 град. и новым хвостовым оперением имеет преимущества перед серийным МиГ-15. Фронтовой истребитель был рекомендован в серию и для принятия на вооружение. Самолет получил обозначение МиГ-17;
- 1957 год - Разработаны винты АВ-68 для ТВД АИ-20 самолетов Ил-18, Ан-10, Ан-12;
- 1962 год - Летчик-испытатель Е.С. Соловьев на заводе в Новосибирске совершил первый полет на первом серийном экземпляре истребителя-перехватчика Су-11 (Т-47);
- 1972 год - Завершены госиспытания двигателя Д-30КП. Авиационный двигатели Д-30КУ и Д-30КП представляют собой турбореактивные двухконтурные двухвальные двигатели со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель Д-30КУ предназначен для установки на дальнем магистральном самолете Ил-62М, а Д-30КП - на транспортном самолете Ил-76.;
- 1972 год - Завершены госиспытания ТВлД ТВ3-117 разработки «Завода им. В.Я.Климова» для вертолетов «Ми» и «Ка»;
- 1973 год - Летчик-испытатель Е.И.Ларюшин впервые поднял Ка-25-2 в воздух с аэродрома летно-испытательного комплекса Ухтомского вертолетного завода. После нескольких висений полеты были прерваны, и только 24 декабря летчик-испытатель Н.П.Бездетнов произвел первый полет по кругу;
- 1974 год - Первый полет учебного самолета Як-52, развитие Як-18. Летчик-испытатель Ю.Н.Митиков;
- 1984 год - МиГ-29 №901 поднялся в последний, 231-й полет. В 1985 году, после завершения всех испытаний он был передан в Музей ВВС в Монино;
- 1987 год - На вооружение ВМФ принят корабельный вертолет «Ка-29»;
- 1988 год - Началось производство модификации Як-42Д с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.
9 августа
- 1923 год - Изобретателю Г.Е. Котельникову выдан патент на новую модель парашюта РК-2; Котельников изготовил модель полужесткого парашюта РК-2. В ней алюминиевый ранец с пружинной полкой и закрывающейся крышкой был заменен ранцем с жесткой спинкой и откидными боковыми клапанами. Они закрывались мягкой крышкой с пропущенными сквозь петли металлическими шпильками на общем стальном тросе;
- 1930 год - Начались летные испытания специализированного почтового самолета К-6 К.Калинина для перевозки матриц и почты. Но эта машина не оправдала возлагавшихся на нее надежд: не достигла заявленной скорости 240 км/ч и имела весьма скромную крейсерскую скорость - всего 166 км/ч. Конструктор К.А.Калинин, пилот М.А.Снегирев и А.М. Кеглевич;
- 1930 год - Закончились испытания серийного ТБ-1 (АНТ-4)N 632 с БМВ-6, которые проходили с 21 июля 1930 года;
- 1934 год - Правительство приняло решение о создании при авиационном заводе №31 Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) во главе с Г.М.Бериевым, в исполнение чего в тот же день был издан приказ по ГУАП №44/260. 20 сентября вышел приказ ГУАП №56/334, в котором вместе с рядом организационных моментов определялся план работ нового конструкторского бюро, включавший и создание корабельного гидросамолета-разведчика КОР-1 с двигателем "Райт-Циклон". Машину, получившую внутреннее обозначение ЦКБ МС-3, необходимо было предъявить на Государственные испытания 1 октября 1935 года;
- 1937 год - Состоялся первый полет АИР-18 конструкции А.С.Яковлева, пилот Ю.И.Пионтковский; АИР-18 суть серийный УТ-1, но с двигателем Рено "Бенгали"-4 в 140 л. с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился;
- 1937 год - КОР-1 вернули на завод № 31, как не прошедший госиспытания. Примечание: КОР-1 (Бе-2) — палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик), разработанный в 1936 году ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Госиспытаний не прошёл, но ввиду отсутствия альтернатив был выпущен Авиационном заводе № 31 им. Г. Димитрова малой серией в 12 штук и стоял на вооружении в 1939—1940-м годах;
- 1946 год - Начальником и главным конструктором отдела № 3 (основы будущего ОКБ-1), где должны были создаваться баллистические ракеты большой дальности, назначается Сергей Павлович Королёв. В то время С. П. Королёв был также заместителем начальника и главным инженером института «Нордхаузен» по изучению производства германских баллистических ракет А-4, возглавляемого генерал-майором Львом Михайловичем Гайдуковым;
- 1949 год - Закончились Госиспытания Бе-6-2-АШ-73, начавшиеся в Научно-испытательном институте ВМС 25 января 1949 года. Начальником института в тот период был инженер - п-к Р.М.Собченко, руководителем испытательной бригады назначили А.К.Подторжнова, ведущим летчиком - И.М.Сухомлина. Кроме него, на Бе-6-2-АШ-73 летали летчики-испытатели В.Ф.Соколов, В.И.Куликов, Ф.С.Лещенко, а также заводской испытатель М.В.Цепилов;
- 1949 год - Первый полёт реактивного самолёта Як-50, лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин.
- 1961 год - На воздушном параде в Тушино впервые демонстрировался противолодочный вертолет Ка-25;
- 1973 год - С аэродрома Ухтомского завода летчик-испытатель Е. И. Ларюшин впервые поднял в воздух корабельный вертолет Ка-252 (Ка-27). В апреле 1981 г. машина принята на вооружение;
- 1991 год - Состоялся первый полет опытного спортивного самолета Су-29, Е.И.Фролов;
- 1996 год - Первый полёт противопожарного Бе-12П-200;
- 2001 год - Первый полет пассажирского лайнера Ту-204-100.
10 августа
- 1927 год - Первый полет в ходе заводских испытаний цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4) с мотором М-22, их с 10 августа по 25 сентября проводил известный летчик М.М.Громов. Требования задания по всем основным летным данным оказались невыполненными, но цифры получились выше, чем оценивалось специалистами ЦАГИ, а в некоторых отношениях даже выше расчетных;
- 1934 год - В 10 часов по московскому времени четыре самолета АИР-6 приземлились на Иркутском аэродроме, пролетев 4471 км за 36 часов 55 минут без происшествий и поломок. После трехдневного отдыха начали обратный путь, поставив себе очень напряженную задачу - финишировать в Москве 18 августа. Обратный маршрут прошли за четыре дня, несмотря на сильнейшие встречные ветры и непогоду. Летное время - 38 часов 25 минут. На весь перелет протяженностью 9000 км затратили 75 часов 20 минут при средней скорости 120 км/ч.;
- 1937 год - Состоялся первый полет мускулолета БИЧ-18. Конструктор мускулолета Б.И. Черановский, пилот Р.А. Пищуев;
- 1946 год - В ЛИИ при свете луны летчик-испытатель Г.М.Шиянов произвел первую рулежку, на И-300Ф,МиГ-9), а вечером 11 августа -первый вылет. По оценке летчика на взлете и посадке поведение самолета было нормальным. Пилотирование было приятным, однако самолет немного валило влево;
- 1951 год - Вышло Постановление Совмина СССР о постройке разведчика Як-25 ("125", Як-25Р). Через два года, с 26 августа по 3 октября 1953 года, прошли заводские испытания самолета. Первый полет на Як-25Р выполнил летчик-испытатель Ф.Л. Абрамов. Ведущим инженером был Н.Г. Колпаков;
- 1962 год - Со стапелей сошла первая машина ТУ-128 3-й серии (№0301). Все изменения и доработки оперативно учитывались в серийном производстве. Уже на самолете №0301 изменили расположение блоков радиоэлектронного оборудования и переместили противопомпажные створки в среднюю часть фюзеляжа. Доработали и среднюю часть крыла, пилоны с АПУ-128 и многие другие элементы самолета;
- 1973 года - (начался 16 июля) Завершился переход, вызвавший широкий международный резонанс, ТАКР "Киев", имевшего на борту пять Як-38 и один Як-38У с Черноморского на Северный флот. Всего во время перехода за семь летных смен летчики авиации ВМФ Ф.Г.Матковский, В.Н.Ратненко, В.Ф.Саранин, В.М.Свиточев, В.И.Колесниченко, В.И.Дмитриенко и В.И.Кучуев выполнили 45 полетов с общим налетом 22 часа;
- 1983 год - Начались Государственные совместные испытания истребителя Су-27;
- 1985 год - Состоялся первый полет опытного самолета Су-25УБ, пилот А.А.Иванов;
- 1992 – Подписан Указ Президента РФ о создании Военно-космических сил (ВКС);
- 1993 год - Первый полет спортивного самолета И-3 российской фирмы «Интеравиа»;
- 2000 год - Летчик-испытатель Г.Г. Калюжный поднял в воздух сначала с аэродрома, а затем и с воды четвертую амфибию Бе-103 (№3103). Машина ещё не несла регистрации и не была оборудована КЗА. Позже, уже с регистрацией (RA-03103), она демонстрировалась в Геленджике на Третьей международной выставке по гидроавиации "Гидроавиасалон-2000" проходившей с 6 по 10 сентября 2000 года;
- 2020 год - Модернизированный вертолет Ка-52 «Аллигатор» совершил первый полет.
- В ходе модернизации вертолет получил новые бортовые системы: навигационную, прицельную, систему управления огнем и комплекса связи, а также новое вооружение. При этом машина сохранит прежний планер, но обзаведется дополнительными топливными баками. Модернизированный Ка-52М получил усиленное бронирование и новый бортовой комплекс обороны, защищающий машину от зенитных ракет. Вооружение унифицировали с другой винтокрылой машиной - Ми-28НМ.
11 августа
- 1910 год — Начались испытания первого отечественного военного дирижабля «Кречет». Строительство этих летательных аппаратов началось в России с 1908 года;
- 1932 год — Первый полет серийного истребителя И-5 конструктор Н. Н. Поликарпов, на Нижегородском авиазаводе;
- 1937 год — Начался и закончился 18 октября 1937 года 1-й этап государственных испытаний опытного ТБ-7 4М-34ФРН + М-100. На этом этапе в основном определялись летные характеристики самолета и их соответствие ТТТ ВВС. По всем параметрам были получены вполне удовлетворительные результаты кроме заявленной максимальной скорости (как и на заводских испытаниях) Это обстоятельство серьезно обеспокоило ОКБ;
- 1941год — Первый в истории высотный таран (прим. 8 км). А. Н. Катрич на МиГ-3 таранил «Дорнье-17»;
- 1959 год — Решением СМ СССР Главному управлению ГВФ передан аэродром Шереметьево;
- 1963 год — В августе в НПП «Аэросила» создан опытный соосный воздушный винт АВ-90;
- 1964 год — Летчица-спортсменка Марина Попович установила на «Дельфине» Л-29 мировой рекорд скорости на дистанции 100 км для самолетов весом до 3000 кг (по классификации ФАИ — категория C-1-d), показав скорость 600 км/час;
- 1965 год — В полете на Як-25РВ летчик-испытатель НИИ ВВС М. Л. Попович получила среднюю скорость 735,048 км/ч, установив, таким образом, женский мировой рекорд. Полеты на самолетах Як-25РВ выполнялись исключительно в скафандрах СИ-ЗМ;
- 1977 год — Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР No.644−210 самолет Як-36М был принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38. Согласно приказу Министра обороны No.196 от 15 октября 1978 г. учебно-тренировочный, вариант получил наименование Як-38У;
- 1981 год — Постановление Совета Министров СССР N 782−230 о создании среднемагистрального пассажирского самолета с тремя двигателями Д-90 — самолетТу-204;
- 1992 год — В Жуковский открылась первая авиационная выставка «Мосаэрошоу-92», состоялось участие самолетов ОКБ Сухого в «Мосаэрошоу-92»: в наземной экспозиции — Су-25Т, Су-27, Су-27УБ в летной части — Су-27,Су-27УБ, Су-27ИБ;
- 1990 год — Летчик-испытатель ОКБ А. А. Иванов поднял первый опытный экземпляр Т-10В-1. Машина сильно отличалась от облика, который должен был иметь серийный самолет. Головная часть фюзеляжа с передней опорой и воздухозаборники полностью соответствовали будущей машине, а весь остальной планер был взят от серийного Су-27УБ. Первый показ зрителям Т-10В-1 состоялся на Мосаэрошоу-92 (летчик-испытатель Е. Г. Ревунов и штурман Е.Л. Донченко). В это время уже шла работа по развертыванию серийного производства нового самолета на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова (сейчас НАПО). 18 декабря 1993 г. там подняли первый предсерийный самолет, а 6 января 1994 года в газете «Известия» появилась статья, где машина называлась фронтовым бомбардировщиком Су-34;
- 2008 год — Парк дальнемагистральных ВС а/к «Трансаэро» пополнился первым самолётом Boeing-777.
12 августа
- 1910 год (30.07 ст.ст.) - Состоялся первый полет первого отечественного военного дирижабля «Кречет» постройки комиссии генерала Н. Кирпичева, экипаж С.Н. Немченко;
- 1910 год - Первый полет моноплана "Россия-Б", построенного на ПРТВ; Россия-Б" представляла собой моноплан, схожий с самолетом "Блерио-XI". На самолете был установлен двигатель "Анзани" 25 л.с. Построено было 5 экземпляров. Первый полет состоялся 12 августа 1910 года. Испытывал самолет летчик К.Е. Арцеулов, летали Г.В. Алехнович и В.А. Лебедев, который обучил на нем летать Н.А. Рынина;
- 1912 год - Вышел царский указ об организации нового вида вооруженных сил - ВВС России. Приказом № 397 по Военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы созданному при Главном управлении Генерального штаба специальному органу — воздухоплавательной части. Эта дата считается днем образования военной авиации России. Указом Президента РФ № 949 от 1997 года именно эта дата установлена Днем Военно-воздушных сил России. День Воздушного флота России отмечается в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.92 № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России»;
- 1948 год - Завершились Государственные испытания тропедоносца Ту-2Т. На них были получены неплохие данные. На машину, кроме торпедного оборудования, установили дополнительный бензобак емкостью 1000 л. По заключению комиссии самолет Ту-2 2 АШ-82ФН №20/56 в варианте торпедоносца с дополнительным подвесным баком госиспытания выдержал и был рекомендован для принятия на вооружение авиации ВМФ в варианте дальнего низковысотного торпедоносца;
- 1955 год - Вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1496- 835, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева создание самолёта Ту-116. Примечание: С появлением стратегического бомбардировщика Ту-95 появилась возможность создания межконтинентального пассажирского самолёта. 12 августа 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1496-835, поручавшее ОКБ А.Н. Туполева создание самолёта "116" для перевозки высших правительственных делегаций. Эскизный проект был представлен в апреле 1956 года. В октябре был утверждён его макет. Все основные агрегаты были взяты от Ту-95. Отличия заключались в средней части фюзеляжа, где вместо бомбовых отсеков разместились два пассажирских салона. Была также доработана кормовая часть фюзеляжа. Ту-116 был построен в двух экземплярах (один для Н.С. Хрущова, другой для Булганина) на заводе №18 в Куйбышеве. 23 апреля 1957 года первый из них (борт. №7801) впервые поднялся в небо;
- 1955 год - Постановление Совета Министров СССР №1511-846, согласно которому КБ поручалось спроектировать и построить на базе Ту-104 пассажирский самолет с четырьмя ТРД типа АЛ-7. Самолет должен был иметь летно-технические данные близкие к характеристикам Ту-104. Примечание: Работы в КБ по новой модификации Ту-104, получившей по КБ обозначение самолет "ПО" (Ту-110), начались в конце июня 1955 года и в основном сводились к перепроектированию центропланной части крыла с учетом размещения четырех ТРД типа АЛ-7П (модификация серийного АЛ-7 с тягой 6500-6700 кгс с увеличенным ресурсом}. В отличие от Ту-104 двигатели АЛ-7П на самолете "110" размещались попарно в корневых частях крыла. Центроплан крыла был значительно увеличен по paзмаxy, была изменена конструкция. Благодаря уменьшению диаметра двигателей и расходов воздуха через них, удалось отказаться от разделения потоков воздуха, принятого на Ту-104. Несколько была увеличена длина фюзеляжа. В остальном конструкция самолета ничем не отличалась от конструкции Ту-104;
- 1957 год - Был собран первый серийный фронтовой истребитель Су-7;
- 1961 год - Принята на вооружение система ракетного управляемого оружия "воздух-поверхность" самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22 с УР К-10;
- 1962 год - Запуск КК "Восток-4", Павел Романович Попович, Первый в мире групповой полёт космических кораблей совместно с КК "Восток-3", стартовавшим днём ранее, пилотируемым Андрияном Григорьевичем Николаевым;
- 1974 год - Организовано Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации;
- 1998 год - Первое празднование дня ВВС России.
13 августа
- 1945 год - Первый полёт экспериментального лёгкого вспомогательного МиГ-8 «Утка»; лётчик-испытатель Жуков Александр Иванович. Примечание: Проект разрабатывался в инициативном порядке. Он был предназначен для испытания самолётов с большой стреловидностью крыла. Основной особенностью было использование аэродинамической схемы "Утка", что также было частью эксперимента. Предполагалось, что такая схема позволит отодвинуть максимальную скорость флаттера. Кроме того, толкающий винт давал возможность проверить управляемость на малых скоростях при отсутствии обдува крыла винтом, изучить управляемость на земле, вопросы взлёта и посадки в условиях отсутствия обдува винтом органов управления. За всю эксплуатацию самолёт не потерпел ни одной аварии, не имел предпосылок к лётным происшествиям. Накопленный опыт применения стреловидных необдуваемых крыльев был позднее применён при постройке советских реактивных истребителей;
- 1955 год - Завершились госиспытания турбореактивного двигателя АЛ-7 А.М.Люльки. Примечание: АЛ-7 — турбореактивный двигатель, разработанный под руководством Архипа Михайловича Люльки и производившийся на заводе № 165 в Москве. На первой ступени компрессора поток воздуха движется со сверхзвуковой скоростью. Прототип двигателя, обозначавшийся ТР-7 и производивший 6 500 кгс или 63.7 кН тяги был испытан в 1952 году. Изначально двигатель предназначался для бомбардировщика Ил-54. Форсажная версия с обозначением АЛ-7Ф была разработана в 1953 году. В 1957 году вариант самолета Су-7 с двигателем АЛ-7Ф достиг скорости М=2 на высоте 18 000 м. Этот факт позволил организовать производство самолетов Су-7Б и Су-9 с этим двигателем. В 1960 году двигатель был доработан для применения на перехватчике Ту-128П, также он применялся на крылатой ракете Х-20.
- Летающая лодка Бе-10 приводилась в движение бесфорсажной версией АЛ-7ПБ с лопатками компрессора из нержавеющей стали (по другим данным, использовались титановые лопатки компрессора). В общей сложности на самолётах П. О. Сухого с двигателями АЛ-7Ф-1 в начале 60-x установлено 4 мировых рекорда высоты и скорости полёта; на гидросамолётах Бе-10 Г. М. Бериева с АЛ-7ПБ — установлено 12 мировых рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности;
- 1980 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-24МР;
- 1991 год - Первый полёт многоцелевого истребителя-бомбардировщика МиГ-29М/6 (9-15-7); лётчик-испытатель Гарнаев Александр Юрьевич.