Авиакалендарь России

Февраль (13.02-19.02)

13 Февраля

  • 1903 год - Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев, более 30-ти лет руководивший ЦКБ МС при авиационном заводе № 31 в городе Таганроге, сегодня – ТАНТК им. Г. М. Бериева. Под руководством Г.М. Бериева создан ближний морской разведчик МБP 2, летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолет Бе-10 и самый большой для своего времени самолет-амфибия Бе-12. Так же опытные гидросамолеты МДP-5, МБP-7, ЛЛ-143, Бе-8, P-1, Бе-14 и опытный самолет - снаряд (крылатая ракета) П-10;
  • 1934 год - Начало операция по спасению челюскинцев с помощью авиации;
  • 1941 год - В ходе выполнения планового облета истребителя И-190 произошел отказ двигателя М-88Р. Летчик Уляхин спланировал на Тушинский аэродром, однако в ту зиму лежал очень глубокий снег и машина, поставленная на колеса, при посадке скапотировала. Уляхин не пострадал, самолет получил значительные повреждения. Особого значения событию не придали и скоро о нем забыли. Аварийный И-190 не восстанавливали, второй экземпляр не достроили. На этом история истребителя И-190 завершилась;
  • 1943 год Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 2880 « О формировании авиакорпусов резерва Ставки Верховного Главнокомандования»;
  • 1945 год - Проводятся совместные заводские и государственные испытания Ту-2Т №9/14. Самолет испытывался как с одной, так и с двумя торпедами. По результатам испытаний комиссия пришла к выводу: "1. Самолет Ту-2Т 2 АШ-82ФН №9/14 в варианте низкого торпедоносца с подвешенными одной и двумя торпедами испытания выдержал. 2 Рекомендовать самолет Ту-2Т принять на вооружение ВВС Военно-морского флота для целей низкого торпедометания";
  • 1948 год - Истребитель И-302 (ФП) приступает к совместным с ЛИИ МАП летным испытаниям по исследованию штопорных свойств самолета. Основную программу испытаний, после оборудования машины противоштопорными ракетами, провел летчик-испытатель Я.И.Берников. В полетах также принимали участие летчики И.Т.Иващенко и С.Н.Анохин. Истребитель И-302 (ФП)= самолет МиГ-9 №102002, на котором пушку Н-37 перенесли из центральной перегородки воздухозаборника на левый борт фюзеляжа. Расположение пушек НС-23 осталось без изменения, так как они были оснащены хорошо зарекомендовавшими себя трубами-глушителями. В связи с перекомпоновкой вооружения также было изменено размещение оборудования в носовой части фюзеляжа. Доработанный самолет и получил заводское обозначение И-302 и шифр "ФП";
  • 1958 год - Самолет Ту-104 стартовал в первый (технический) рейс по авиалинии Москва - Владивосток - одной из самых протяженных в нашей стране;
  • 1965 год - Министерством авиационной промышленности СССР принято решение по созданию на базе опытного самолёта Ан-24Т (транспортный) его модификации – военно-транспортного самолёта Ан-24Т;
  • 1966 год - Первый серийный Ил-62 поднялся в небо. Был построен в конце 1965 года. Заводской номер 50101 cn 01-01, построен в КАПО. Регистрационный номер CCCP-86661. В настоящее время порезан и его металл живёт в другом самолете;
  • 1972 года Вышел приказ о запуске в серийное производство многоцелевого ударного вертолета Ми-24Д на Ростовском вертолетном заводе. Ми-24Д- это промежуточный вариант вертолета с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на Ми-24Б. Но доводка серийного комплекса "Штурм" затянулась, и в серийное производство в 1973 году пришлось запустить вариант получивший обозначение Ми-24Д;
  • 1973 год - Выходит ПСМ СССР № 104-36 по переоборудованию 33-х самолетов Ту-95 и Ту-95М под ракеты КСР-5;
  • 1976 год - В день рождения Г.М. Бериева на самолете Бе-32 летчик-испытатель Е.А. Лахмостов устанавливает новые рекорды скороподъемности на высоту 3000 м (2 мин 24,6 с) и 6000 м (5 мин 17,8 с), побив тем самым достижения американского летчика Лилиенталя. Но, в силу ряда обстоятельств, их засчитали только как всесоюзные, поскольку пока наши спортивные чиновники не спеша оформляли рекорды в FAI, американцы успели свои достижения улучшить;
  • 1985 год - Состоялся первый полет МиГ-29 ("9-14") конструкции ОКБ А.И. Микояна, летчик-испытатель Т.О.Аубакиров поднял его в первый полет. Прототипом МиГ-29 типа "9-14" стал переоборудованный в конце 1984 года серийный МиГ-29 №0707, получивший №407. Доработанный самолет выкатили на аэродром 27 декабря 1984 года, и 13 февраля 1985 года он взлетел;
  • 1992 год - Истребитель-бомбардировщик Су-27ИБ публично показан на выставке в Мачулищах (под Минском) в тот период, когда в столице Беларуси собирались главы государств СНГ в том числе и Президент России Борис Ельцин;
  • 1992 год - Также Су-27К (Т-10К-6) был официально представлен главам оборонных ведомств стран СНГ на выставке авиационной техники на аэродроме Мачулищи в Белоруссии. В том же году Су-27К экспонировался па статической стоянке авиационной выставки в Кубинке, а затем и "Мосаэрошоу-92" на территории ЛИИ им. М.М.Громова. С этого времени самолеты Су-27К (Су-33) постоянно участвуют в авиасалонах МАКС в Жуковском и гидроавиасалонах в Геленджике. Летный показ корабельного истребителя традиционно с блеском осуществляет летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Герой Советского Союза И. Г. Пугачев;
  • 2010 год - На аэродроме Дземги состоялся третий испытательный полет Т-50-1;

14 февраля

  • 1895 год - Родился Александр Александрович Микулин , конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943 г.), генерал-майор инженерно-технической службы (1943г.), Герой Социалистического Труда (1940г.). С 1923г. работал конструктором в Научно-автомоторном институте. Создатель авиационных двигателей АМ-34 (самолет АНТ-25), АМ-35А (МиГ). Во время Великой Отечественной войны руководил группой конструкторов, создавших двигатели АМ-38 и АМ-38ф, использовавшиеся на самолетах Ил-2, и ГАМ 35-ф для катеров береговой обороны. С 1943 г. генеральный конструктор авиадвигателей;
  • 1915 год - В свой первый боевой полет поднялся воздушный корабль "Илья Муромец" - аппарат "Киевский" типа В №150. Сильная облачность помешала выполнить задание, и он вернулся через 1 час 51 минуту. Так было положено начало боевого применения "Муромцев";
  • 1932 год - Впервые взлетела модификация пассажирского самолета К-5 с двигателем М-22 (советская лицензия мотора Bristol Jupiter VI, производство Государственного авиационного завода № 29 в Запорожье). На этой версии усилили фюзеляж, крыло, хвостовой костыль, укоротили мотораму. Салон обили мягкой звукопоглощающей обшивкой. В нём установили удобные регулируемые кресла. Салон и пилотская кабина были оборудованы системой отопления. Первый самолёт этой версии был перетяжелён, но затем удалось довести его до требований заказчика (т.е. Аэрофлота). В 1933 году К-5М-22 вышел на линии. Эти самолёты производились на Харьковском заводе по завершению производства К-5М-15;
  • 1935 год - Совершил первый полет АНТ-29 (ДИП (Двухместный истребитель пушечный));
  • 1948 год - Летчик испытатель И.Т. Иващенко перегнал прототип И-307 "ФФ-2" , (модифицированный вариант МиГ-9 с двумя форсированными двигателями BMW-003с с тягой по 1050 кгс.) в ГК НИИ ВВС на государственные испытания. Однако, несмотря на более высокие характеристики, истребитель И-307 так и остался в опытном экземпляре, так как в марте 1948 г. было принято решение о начале серийного производства более совершенного МиГ-15 (И-310, С). А для сохранения темпов перевооружения истребительной авиации на реактивные самолеты было решено продолжать в 1948 г. выпуск истребителей МиГ-9 по образцу, прошедшему государственные испытания в 1947 г., то есть без каких либо существенных нововведений;
  • 1955 год - Состоялся первый полет истребителя Е-2 ОКБ А.И.Микояна, пилот Г.К.Мосолов. На самолете было установлено крыло стреловидностью 57° по передней кромке и относительной толщиной 6%. Двигатель АМ-9Б. Вооружение состояло из 2 пушек НР-30. Первый полёт 14 февраля 1955 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов). Е-2 так и остался в разряде опытных, поскольку заказчик отдал предпочтение истребителю с треугольным крылом. Серийный завод в Горьком построил семь самолетов Е-2А;
  • 1955 год - В.К.Коккинаки впервые поднял опытный штурмовик Ил-40П в воздух;
  • 1955 год - Принято Постановление, согласно которому для внедрения в серийное производство вертолета Як-24 на ленинградском заводе № 272 создавался филиал московского ОКБ-115. Руководить им поручалось заместителю Главного конструктора И.А. Эрлиху. С группой московских представителей, куда входили П.П. Брылин, В.И. Кузнецов, Д.К. Казаченко, А.А. Самсонов, он приехал в Ленинград. За сравнительно короткое время Игорю Александровичу удалось сплотить вокруг себя дружный, работоспособный коллектив единомышленников, прошедших к тому же школу работы с главными конструкторами О. К.Антоновым и И. В. Четвериковым;
  • 1973 год - В третий раз поднялся в воздух бомбардировщик-ракетоносец Т-4 "101" ОКБ Сухогого. В полете была произведена попытка уборки шасси. Однако внутрь вошли только передняя и правая основные опоры шасси - левая основная опора шасси осталась снаружи. Выпуск шасси прошел нормально. Однако в конце 1969 г. работы над проектом самолета Т-4М были прекращены;
  • 1977 год - Первый полет Ту-144 № 06-1 (бортовой № 77110), использовался для регулярных пассажирских перевозок по трассе Москва - Алма-Ата;
  • 1982 год - Заводские летчики И.Я.Сушко и Ю.Н.Харченко облетали машину Су-15УМ № 04-45, ставшую последним "сошедшим с конвейера" самолетом этого семейства;
  • 1990 год - Начато производство спортивно-пилотажного самолета Су-26МХ с крыльевыми топливными баками и воздушным винтом МТВ-9 производства ОАО ММЗ "Вперед" на экспорт;
  • 1992 год - Образовано ТОО «Авиасалон», в дальнейшем преобразованное в ЗАО, а в 2004 году - в Открытое Акционерное Общество (ОАО) «Авиасалон», а с 26 мая 2020 года – АО «Авиасалон» Основным видом деятельности АО «Авиасалон» является подготовка и проведение международных авиационно-космических салонов, выставок, симпозиумов, конференций и других мероприятий научно-технического, коммерческого и культурного характера, как в России, так и за рубежом. АО «Авиасалон» является дирекцией Международного Авиационно-космического салона (МАКС) в России;

15 февраля

  • 1712 год - Именным (подписанным) указом Петра I основан Тульский оружейный завод (теперь - ПАО "Тульский оружейный завод", легендарный "ТОЗ");
  • 1885 год - Второе воздухоплавательное подразделение отправляется с английским экспедиционным корпусом в Судан;
  • 1910 год - Во французском аэроклубе авиаторов диплом пилота-авиатора за номером 31 получил Михаил Никифорович Ефимов, став первым дипломированным авиатором России;
  • 1915 года - Бомбардировщик Илья Муромец «Киевский» совершил успешный боевой полет по заданию штаба 1-й армии Северо-Западного фронта. Была поставлена задача "выяснить существование переправ у Плоцка на реке Висла и разрушить их". Переправу обнаружено не было, но в тылу у противника было сброшено несколько бомб;
  • 1926 год - Состоялся второй полет АНТ-4 (опытный образец бомбардировщика ТБ-1 ОКБ Туполев);
  • 1932 год - Комиссия Обороны СССP в своих решениях разработала практические меры по усилению военной авиации на Дальнем востоке. Сюда перебросили две ТБ эскадрильи;
  • 1943 год - Построен первый экземпляр истребителя Як-1М ("москит") с мотором М-105ПФ, ОКБ Яковлева. Самолёт отличался от серийного Як-1 прежде всего новым крылом меньшего размаха (9,2 м) и меньшей площади (14,83 м ). Применение металлических лонжеронов крыла, установка вместо четырёх бензобаков двух в крыле и одного, расходного, в фюзеляже и, таким образом, уменьшение запаса топлива, уменьшение площади хвостового оперения и другие конструктивные мероприятия уменьшили полётный вес на 230 кг. Улучшение внешних форм и туннеля водорадиатора (он стал более утоплен в фюзеляж, в связи с чем в стандартную форму Як-1 в районе третьей рамы пришлось внести изменения для его крепления), перенос маслорадиатора в центральную часть крыла, использование индивидуальных на каждый цилиндр мотора реактивных выхлопных патрубков способствовали уменьшению аэродинамического сопротивления и увеличению максимальной скорости;
  • 1944 год - На государственные испытания в НИИ ВВС поступил Ла-5 "эталон 1944 г." с мотором М-82ФН и тремя синхронными пушками конструкции М.Е.Березина Б-20 калибра 20 мм с боекомплектом 450 снарядов. Ведущими по машине были инженер В.П.Алексеенко и летчик-испытатель А.Г.Кубышкин. Ичпытания, начавшиеся 16 февраля показали, что максимальная скорость у земли возросла до 597 км/ч, на первой границе высотности (3250 м) - до 670 км/ч, а на второй (6000 м) - до 680 км/ч. Вертикальная скорость у земли составила 21 м/с, подъём на высоту 4000 м занимал 3,4 минуты. Управлять самолётом стало легче, хотя из-за отсутствия триммера руля поворота лётчику приходилось прикладывать значительные усилия, чтобы удержать истребитель от разворота. Температура в кабине пилота, доходившая порой до 40ОС, приносила немалые неудобства. Из-за плохой вентиляции постоянно чувствовалось присутствие отработанных газов и запах горелой резины;
  • 1949 год - Закончили и передали на заводские испытания опытный самолет "82" (ТУ-82). В ходе постройки, по опыту испытаний первых отечественных реактивных истребителей со стреловидным крылом, на опытном самолете "82" установили четыре пары аэродинамических гребней на крыле; сняли, по результатам испытаний самолетов "73" и "78", обратимые гидроусилители. Поскольку первая машина относилась к классу экспериментальных, на нее не стали устанавливать бомбардировочное и пушечное вооружение. Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» — первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Модель «82» не пошла в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки, сделанные при создании модели «82» в дальнейшем использовались при разработке фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года. Самолёт обеспечивал дальность полета с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м.24 марта 1949 года экипаж летчика-испытателя А.Д.Перелета совершил первый полет на самолете "82";
  • 1961 год - Первое в России наблюдение солнечного затмения с самолета (Ту-104 на высоте 10 км);
  • 1975 год - Начались войсковые испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолет Су-15ТМ);
  • 1978 год - Первый в СССР лётный эксперимент по одновременному обнаружению и сопровождению 10 воздушных радиоуправляемых мишеней перехватчиком МиГ-31 с СУВ «Заслон», оснащённой ФАР;

16 февраля

  • 1934 год - Две опытные машины ЦКБ-12 (И-16), первая с двигателем М-22 и вторая двигателем "Райт-Циклоном" SGR-1820 F-2 были подготовлены для первого этапа Государственных испытаний. Первым поднялся в воздух самолёт с двигателем М-22 на нём начал летать лётчик-испытатель Коккинаки, машину с "Райт-Циклоном" в тот же день опробовал другой испытатель НИИ - Степанчонок. Кроме двигателя, второй самолёт отличался от первого установкой трёхлопастного металлического винта «Гамильтон-Стандарт» и капотом чуть меньшего диаметра. Летали на не убираемых лыжах. Погода в том феврале не баловала испытателей - постоянная низкая облачность, полёты по этой причине частенько откладывались. Но всё-таки основные выводы были сделаны, и 25-27 февраля машины сдали на завод для устранения недостатков и подготовки к более тщательным испытаниям на колёсном шасси. Оба И-16 с М-22 и с "Райт-Циклоном" были аналогичны в пилотировании, легко переходили с фигуры на фигуру, но не допускали резких движений ручкой управления. Особенно осторожным приходилось быть при посадке, самолёт не допускал высокого выравнивания. В то же время пилоты отметили, что И-16 на взлете и посадке более устойчив, чем истребитель И-14. И на виражах он был не столь строгим по сравнению со своим конкурентом. Из двух опытных И-16, машина с двигателем М-22 внушала большее доверие ("Райт-Циклон" вызывал на втором экземпляре нежелательные вибрации), поэтому на ней "подлетнули" в эти первые дни испытаний пилоты Юмашев и Чернавский. Общее мнение всех лётчиков о самолете было как о довольно опасном, поэтому выполнение фигур, вплоть до крутых виражей, на нем запрещалось на неопределенное время. Решение о серийном производстве однако, оставалось в силе, поэтому в акте утверждения испытаний, начальник ВВС Алкснис приказывал начать подбор особо подготовленных лётчиков для нового истребителя. Ибо лётные характеристики, а главное скорость, во время десятидневных испытаний были получены весьма неплохие. В серийное производство был запущен И-16 с двигателем М-22. Производство развернулось на заводе № 39, где до конца 1934 г. выпустили 50 истребителей.
  • 1939 год - Комиссии ВВС предъявлен доработанный макет тяжелого истребителя сопровождения ОКО-6 (Та-3), конструктора В.К.Таирова. Макет был утвержден 9 марта 1939 года. Самолет ОКО-6 и его модификации отличались мощным вооружением, сильным бронированием и высокой надежностью. Главной же изюминкой Око-6 были его минимальные геометрические размеры. К сожалению, из-за гибели в авиакатастрофе в декабре 1941 г. главного конструктора В.К. Таирова и ограниченных возможностей военной промышленности работы по самолету были прекращены;
  • 1941 год - Из командиров кораблей гражданской авиации, имевших высокий уровень летной подготовки, был сформирован 212-й бомбардировочный авиационный полк (командир – подполковник А.Е.Голованов), прославившийся лучшими бомбардировщиками на фронтах Второй мировой войны. После разгрома фашистов под Москвой на базе бывшего полка и других авиасоединений и частей была сформирована Авиация дальнего действия (с 1946 г. Дальняя авиация России);
  • 1952 год - Завод № 153 оборудовал, в целях повышения надежности управления воздушным боем истребителей МиГ-15бис, 60 самолетов МиГ-15бис многоканальной УКВ радиостанцией РСИУ-3 и сдал их ВВС для отправки в этом же месяце в порядке замены в 64 ИАК. Туда же направили и новые наземные УКВ радиостанции РАС-УКВ «Чернослив»;
  • 1952 год - Доработанный форсажными камерами самолет МиГ-17Ф начал Государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Проводили их летчики института А.Г.Солодовников и Л.М.Кувшинов. Впоследствии заслуженный летчик-испытатель Солодовников отмечал: "Конструктивное исполнение форсажной камеры оказалось довольно удачным, а применение форсажа в полете существенно расширило летные характеристики самолета. Если, например, на максимальном режиме вертикальная скорость была не более 20 м/с, то на форсажном она доходила до 45 м/с. Форсаж позволил повысить потолок самолета и существенно расширить возможности вертикального маневра в воздушном бою". Для МиГ-17Ф (СФ) в ОКБ-155 под руководством А.И.Комиссарова и Г.Е.Лозино-Лозинского была создана первая советская форсажная камера с регулируемым соплом. Она состояла из диффузора, собственно камеры и двухпозиционного реактивного сопла (при работе двигателя в режиме "максимал" диаметр сопла составлял 540 мм, в режиме "форсаж" - 624 мм). Испытания и доводка камеры проводились в ЦИАМе. Стендовые испытания опытного двигателя, получившего обозначение ВК-1Ф, закончились летом 1951 г. На земле он развивал максимальную тягу без форсажа 2600 кгс, с форсажем - 3380 кгс, что превышало возможности базового ВК-1А примерно на 25%. Опытный самолет, предназначавшийся для отработки новой силовой установки, получил обозначение СФ. При его постройке использовали переднюю часть фюзеляжа МиГ-15бис (заводской No.53210850), а хвостовую изготовили заново, с изменениями под форсажную камеру. Кроме того, доработали топливную систему. Крыло, шасси и некоторые другие агрегаты взяли у самолета СИ-02. 20 сентября 1951 г машина была готова;
  • 1954 год - Завершены государственные испытания Як-25Р. На этом этапе ведущими по машине были инженер О.Н. Ямщикова, летчики B.C. Котлов и В.Н. Махалин, штурманы Житник и Сбоев. На саратовском заводе построили малую (всего 10 самолетов) серию Як-25Р с двумя фотокамерами АФА-33М и АФА-39М;
  • 1955 год - Состоялся первый полет перехватчика И-370 ОКБ "МиГ" ,летчик-испытатель Ф.И. Бурцев;
  • 1972 год - Задана разработка новой модификации истребителя-бомбардировщика Су-17М: Су-17М2 и экспортной модификации самолета Су-20;
  • 1973 го - После ряда катастроф, связанных с разобщенностью военных и гражданских авиадиспетчеров, в СССР была создана Единая система организации воздушного движения (ныне ЕС ОрВД РФ). Образованы Государственная комиссия по безопасности полетов гражданской авиации СССP (Госавианадзора) и Государственный авиационный регистр (Госавиарегистра);
  • 1973 год - Выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации». Новый этап в становлении и развитии системы УВД;
  • 1993 год - Первый полёт самолёта для тушения лесных пожаров Ан-32П (экипаж А.В. Слободянюка);
  • 1999 год - На Иркутском водохранилище выполнил первый полет экспериментальный экранолет ЭЛ-7 "Иволга" с исользованием поддува. Спустя четыре дня пилот-испытатель В.В.Колганов на ЭЛ-7 с автомобильными двигателями ЗМЗ-4062 мощностью по 150 л.с. опробовал экранный режим в крейсерской конфигурации (щитки убраны, винты в крейсерском положении) на скорости 80-110 км/ч. Экранолет "Иволга" - 10…14 местное всесезонное высокоэкономичное транспортное средство многоцелевого назначения с бесконтактным движением над поверхностью на высотах 0.2…2 м. Экранолет предназначен для грузопассажирских перевозок и других специализированных задач;

17 февраля

  • 1931 год - С линкора «Марат» летающая лодка Do-55 (доработанная до КР-1) совершила с помощью катапульты 4 взлета с посадкой на воду. Двадцатиметровая пневматическая катапульта К-3 могла разогнать самолет весом до 3,5 т до скорости 130 км/ч. Доработку самолета до КР-1 на Черном море вел завод N45 в Севастополе. Спереди на кронштейнах устанавливался в полуутопленном положении пулемет ПВ-1 с патронным ящиком по образцу самолета МР-1. Гашетка ПВ-1 находилась на штурвале, спуск осуществлялся с помощью тросика. Перезаряжание же происходило совсем просто - затвор пулемета выходил в кабину. Летчик прицеливался через простой кольцевой складывающийся прицел. Сзади ставилась турель Тур-6 с парой пулеметов ДА. Под турель, чтобы она свободно двигалась, пришлось подложить деревянный круг толщиной 30 мм. Чтобы козырек задней кабины не мешал вращению, его сместили вперед на 60 мм. Попутно внесли еще некоторые мелкие изменения - переделали козырек у пилота, сделав его несимметричным (это сочли более удобным, так как летчик сидел не по оси), надели коробку на компенсатор турели и т. д. Пилотировал машину пилот Ганулич;
  • 1934 год - Вышло постановление Совета труда и обороны (СТО) № 22 "О постройке скоростного бомбардировщика". Постановление обязывало ЦАГИ не позднее 1 сентября 1934 г. выпустить на заводские испытания скоростной двухмоторный бомбардировщик в двух вариантах под моторы Райт "Циклон" и под моторы "Испано-Сюиза" и со следующими летно-тактическими данными: максимальная скорость полета на высоте 4000 м - 320-330 км/ч (скорость была снижена по настоянию Туполева) , дальность полета с нормальной нагрузкой - 700 км, в перегрузку - 1100 км, бомбовая нагрузка включала одну бомбу калибра 500 кг или две бомбы калибра 250 кг или 5 калибра 100 кг. Оборонительное вооружение предусматривало использование носовой спарки пулеметов ШКАС, разрабатываемой заводом № 32 совместно с ЦАГИ, одного верхнего пулемета ШКАС и одного нижнего ШКАСа.Результатом постановления стали самолеты СБ-2РЦ (скоростной бомбардировщик с моторами Райт "Циклон")и СБ-2ИС(скоростной бомбардировщик с моторами "Испано-Сюиза");
  • 1941 год - Завершены государственные испытания (в Севастополе на базе ЛИИ ВВС ВМФ) летающей лодки КОP-2 ОКБ морского самолетостроения Г.М. Бериева, пилоты С.Б. Pейдель и П.Я. Яковлев.
  • В ходе испытаний было установлено, что новый самолет полностью соответствует тактико-техническим данным, значительно превосходит КОP-1 по скорости полета и мореходности. Машина была рекомендована к запуску в серию;
  • 1942 год - Состоялся первый полет опытного бомбардировщика ДВБ-102 В.М. Мясищева;
  • 1953 год - Начало летных исследований самолета МиГ-17 (СИ-10) (летчик-испытатель С. Амет-хан, ведущий инженер Ю.И. Королев). МиГ-17 (СИ-10) - самолет МиГ-17 с новым крылом, оборудованным предкрылками и закрылками, и управляемым стабилизатором. Самолет закончен в производстве и отправлен на заводские летные испытания 10 ноября 1952 г. Крыло СИ-10 оснащалось автоматическими 4-секционными предкрылками, занимающими 67% размаха (угол отклонения 12 град), закрылками новой конструкции и интерцепторами на нижней поверхности крыла, кинематически связанными с элеронами. Аэродинамические гребни на крыле отсутствовали;
  • 1954 год - Совет Министров СССР Постановлением № 286—133 от 17 февраля 1954 года распорядился начать серийное производство самолёта МиГ-19 на двух заводах в Горьком и Новосибирске;
  • 1983 год - Начались Государственные совместные испытания Ан-32, а с 17 февраля по 16 марта 1984 года облет самолета в высокогорных районах Индии. Экспедицией руководил заместитель начальника ЛИ и ДБ антоновской фирмы И.Д. Бабенко. Экипажи были смешанные: ОКБ и ГК НИИ ВВС;
  • 1990 год - Первый полет Су-27К (Т-10-К3 2-ой установочной партии, серийный номер 02-01) с двигателем АЛ-31Ф, ММЗ "Салют";
  • 1995 год - На КнААПО начата сборка первого экземпляра самолета RRJ-95В, известного как Sukhoi Superjet 100 или SSJ100 (№ 97002), предназначенного для проведения статических испытаний.


18 февраля

  • 1921 год - Изобретателю А.Ф. Андрееву выдано свидетельство на проект портативного ранцевого аппарата с жидкостным ракетным двигателем на кислороде и метане для полёта на расстояние до 20 км;
  • 1924 год - Константин Константинович Арцеулов на самолете "И-1" Н.Н. Поликарпова с двигателем "Либерти" 400 л.с. установил всесоюзный рекорд скорости - 264 км/ч;
  • 1942 год - Начало совместных заводских и государственных испытаний в Новосибирске эталона истребителя Як-7В на 1942 год (самолет N18-40);
  • 1943 год - Согласно постановлению ГКО № 2914 « О выпуске на Новосибирском заводе № 153 самолетов Як-9 с увеличенной дальностью» все самолеты Як-9, в том числе Як-9Т, должны были с 1 марта 1943 года выпускаться в варианте дальнего истребителя с запасом горючего 480 кг. Такая заправка в начальной стадии полета приводила к ухудшению летных характеристик, особенно скороподъемности и маневренности в вертикальной плоскости. Поэтому Як-9Т продолжали выпускаться с 330 кг горючего и полетной массой 3025 кг. Як-9Т (танковый) с двигателем М-105ПФ, винтом ВИШ-105СВ диаметром 3,0 м и мощным пушечным вооружением. Вооружение Як-9Т состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37 (впоследствии названной НС-37) калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС. Общая масса вооружения 315,5 кг против 168,3 кг у двухбачного Як-9, вооруженного одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС;
  • 1944 год - Выходят Постановления ГКО СССР: № 5201 «О работе Государственного института реактивной техники при СНК СССР и о мероприятиях по развитию реактивной авиации»; № 5202 « О мерах помощи заводу № 500 Наркомавиапрома в расширении производства авиационных дизелей».
  • № 5203 « Об отработке и изготовлении образцов авиационного электрифицированного вооружения»;
  • 1944 год - По Постановлению ГКО СССР № 5201 «О работе Государственного института реактивной техники при СНК СССР и о мероприятиях по развитию реактивной авиации» в системе НКАП СССР был создан специализированный НИИ-1 по реактивным двигателям, объединивший все конструкторские коллективы, работающие над реактивными двигателями. Государственный институт ракетной техники (ГИРТ) был преобразован в Научно-исследовательский институт реактивной авиации (НИИРА) и передан в систему наркомата авиационной промышленности. В Постановлении №5201 Государственный Комитет Обороны (ГКО) указал на нетерпимое положение с развитием реактивной техники в стране. Придавая исключительное значение делу создания в СССР реактивной авиации, решение этой задачи наконец-то было целиком возложено на НКАП;
  • 1945 год - На Центральном аэродроме летчик М.И.Иванов испытал ВМГ модифицированного истребителя Як-З N36-20 с винтом Л-2;
  • 1967 год - Был поставлен женский мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 100 км - 2128,7 км/ч, пилот Е.Н. Мартова на Е-76 (МиГ-21ПФ) с ТРДР-37Ф;
  • 1971 год - Ведущий летчик-испытатель ОКБ А.В.Федотов поднял в воздух истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б. (Шеф-пилот фирмы имел тогда воинское звание майора, несмотря на службу в гражданской организации, какой являлось ОКБ). Постройка первого опытного экземпляра истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б была завершена в январе 1971 года. Самолет нес номер "321", в традициях ОКБ отражавший наименование изделия (работы велись под шифром "32-24") и его очередность в опытной серии (так, первый "двадцать третий" имел номер "231");
  • 1972 год - Был облетан первый серийный экземпляр самолета Су-15ТМ;
  • 1986 год - Экипаж Аэрофлота на модифицированном самолете Ил-76ТД «Антарктида» выполнил первый полет по маршруту Москва-Антарктида и обратно. В том рейсе в Антарктиду и обратно было перевезено 170 участников экспедиции и около 15 т грузов. Этот полет, получивший высокую оценку специалистов, позволил значительно сократить время доставки советских экспедиций на антарктические станции, увеличить продолжительность и эффективность работ по изучению далекого ледового материка. Полет проходил по маршруту Москва - Ленинград - Ларнака (Кипр) - Джибути - Мапуту - "Молодежная" - "Новолазаревская" и обратно. В 1980 году завершилось строительство на станции "Молодежная" первого снежно-ледового аэродрома пригодного для приема тяжелых транспортных самолетов на колесных шасси. Плановые полеты самолетов Ил-18 и Ил-76 ТД из нашей страны в Антарктиду продолжались до 1991. Сокращение бюджетных возможностей России в конце прошлого века поставили и исследования в Антарктиде под угрозу потери всей созданной за многие годы инфраструктуры и полного прекращения национальных исследований в Антарктиде.

19 февраля

  • 1916 год - Впервые в истории авиации самолеты с авиатранспортов были применены для нанесения самостоятельного воздушного удара русскими войсками по порту Зонгулдак и, сбросив 368 кг бомб, потопили пароход и несколько мелких судов;
  • 1923 год - Начало постройки прототипа истребителя И-1 (ИЛ 4006) КБ Григоровича. Первоначальный вариант, названный конструктором ГУВП-23, был выполнен по схеме биплана. Хотя проект был одобрен вышестоящими инстанциями и рекомендован к постройке, его реализация по ряду причин не состоялась. Рабочее проектирование истребителя-моноплана, получившего обозначение ИЛ-400 (истребитель с двигателем "Либерти" мощностью 400 л.с.), началось в марте 1923 года;
  • 1935 год - Завершены совместные испытания СБ 2ИС (АНТ-40-2) НИИ ВВС КА. Для проведения совместных испытаний ОКБ и ВВС к 23 января был назначен экипаж из НИИ ВВС КА. В него вошли летчик Миндер, штурман Бряндинский, летнаб-хронометрист Нольде и техник Обыденников;
  • 1937 год - Дальний бомбардировщик ДБ-2 «дублер» (АНТ 38)передан в НИИ ВВС на Государственные испытания;
  • 1940 год - Постановлением Комитета обороны при СНК СССР заводу № 301 предписывается выпустить в первом полугодии этого же года войсковую серию И-26 в количестве 25 машин - всего через месяц после начала заводских испытаний И-26-1. Проект истребителя И-26 создавался ведущим конструктором К.В.Синельщиковым и Главным конструктором завода № 115 К.А. Вигантом. К серийному производству самолета И-26 (Як-1 - с 1 декабря 1940 года, после смены обозначений), который на заводах имел открытое наименование "машина С", приступили задолго до окончания государственных испытаний. Правительство СССР, принимая такое решение, сильно рисковало. В случае невозможности довести самолет до боеготового состояния это решение привело бы к большим потерям, но в случае успеха давало большой выигрыш во времени;
  • 1945 год - Иван Кожедуб уничтожает в воздушном бою над Одером немецкий Ме-262 (WNr.900284.) и первым из советских лётчиков открывает счет сбитым реактивным самолётам;
  • 1949 год - Завершены госиспытания самолета Ла-168 с форсированным двигателем "НИН" (первый полет - 22 апреля 1948 года), летчик В.И. Хомяков. Он показал прекрасные летные данные, заметно превосходящие данные всех ранее испытанных самолетов.Однако, к этому времени все серийные заводы уже были загружены выпуском МиГ-15 и Ла-174 и рекомендация о запуске самолета "168" в серийное производство повисла в воздухе;
  • 1958 год - В НПП "Аэросила" создан соосный воздушный винт АВ-60К для Ту-95 и Ту-114;
  • 1965 год - Летчицей P.M. Шихиной на Як-32 был установлен мировой рекорд скорости 755 км в час по замкнутому маршруту 100 км для легких реактивных самолетов категории С-1-с;
  • 1998 год - Состоялся первый полёт самолета Ан-3Т на Омском ПО «Полёт»;
  • 1999 год - Третий самолет-амфибию Бе-103 поднял в воздух с аэродрома КнААПО пилот В.П. Дубенский;
  • 2008 год - В Жуковском совершил первый полет прототип №1 Су-35.