14 августа
- 1911 год - В Петербурге открыта авиашкола Всеросийского аэроклуба, первый начальник - В.А.Лебедев;
- 1913 год - Начало работы моторостроительного завода «Гном» в Москве. Средняя месячная производительность завода в начале 1917 года составляла 40 двигателей воздушного охлаждения;
- 1923 год - Началось формирование первых авиационных подразделений для войск и органов государственной безопасности Советского Союза. 14 августа – день авиации органов государственной безопасности : до 1991 года – Авиации КГБ Советского Союза, с 1995 года – Авиации ФСБ Российской Федерации;
- 1931 год - Состоялся первый полет цельнометаллического пассажирского самолета АНТ-14 «Правда», М.М.Громов. Этот пассажирский самолет на 35 мест с 5-ю моторами строился для предполагавшейся трансконтинентальной линии Москва-Владивосток. Серия не строилась, поскольку из-за малого пассажиропотока использование самолета было нерентабельным. Самолет АНТ-14 был флагманом агитационной эскадрильи им. М. Горького;
- 1932 год - Неофициальный мировой рекорд высоты полета на вертолете ЦАГИ 1-ЭА установил летчик и ученый А.М.Черемухин - 605 м. Первый советский вертолет 1-ЭА был построен Б. Юрьевым и А. Черемухиным. Примечание: ЦАГИ 1-ЭА первый советский экспериментальный вертолёт, спроектированный и построенный в ЦАГИ в 1930. Общее руководство проектированием осуществлял Б. Н. Юрьев, а конструктивную разработку возглавлял А. М. Черёмухин (он же пилотировал вертолёт при лётных испытаниях). Вертолёт выполнен по схеме с одним несущим винтом (НВ) и четырьмя рулевыми винтами (РВ). HB четырёхлопастной, диаметр 11 м, с жёстким креплением лопастей к втулке (с осевым шарниром), с автоматом перекоса. Вместо цельнометаллических лопастей на HB вскоре были установлены лопасти смешанной деревянно-металлической конструкции (с дуралюминиевым лонжероном). РВ металлические двухлопастные. Силовая установка — два ПД М-2 мощностью по 88,3 кВт. Фюзеляж ферменной конструкции, длина вертолёта с РВ 12,8 м. Взлётная масса 1145 кг, скорость полёта 20—30 км/ч. Конструкция вертолета была несовершенной, поэтому после экспериментального полета работы были приостановлены;
- 1935 год - Зафиксирован мировой рекорд дальности полета по прямой для планеров - 140 км, пилот В. Расторгуев с пассажиром на двухместном планере Ш-5. Планер Ш-5 — учебно-пилотажный двухместный планер конструкции Б.Н. Шереметьева (1933 г.) Планер-парасоль с V-образными подкосами. Оперение укреплено на балке, составляющей одно целое с кабиной, и расчалено к крылу;
- 1958 год - Учреждены почетные звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР";
- 1959 год - Летчик-испытатель В.С.Ильюшин на самолете (Су-9) Т-43-1 установил мировой рекорд высоты полета - 28852м;
- 1961 год - Завершились Государственные испытания Як-30 с двигателем РУ19-300. По заключению НИИ ВВС Як-30 был рекомендован на вооружение. Эту рекомендацию подписал главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин;
- 1965 год - Первый полет серийного пассажирского самолета Ту-134, построенного на Харьковском авиационном заводе;
- 1983 год - Впервые в СССР посадка военного самолета на гражданское судно, Ю.Н.Козлов на СВВП Як-38 сел на контейнеровоз «Агостиньо Нето»;
- 1992 год - Первый полет опытного пассажирского самолета Ту-204-120 с ТРДД Ролс-Ройс RB211-535E4 (2 х 19.500 кгс). Ту-204-120 - cреднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в АНТК им. А.Н.Туполева. Ту-204-120 является вариантом самолета Ту-204-100 с английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535Е4. Решение об использовании западных двигателей и авионики было принято на этапе проектирования;
- 1995 год - Облетан первый серийный Су-25Т Улан-Удэнского завода. Примечание: Су-25Т (по кодификации НАТО: Frogfoot, Фрогфут — англ. "Лягушачья лапа") — советский и российский штурмовик, предназначенный для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. Первый полёт состоялся 17 августа 1984 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991 года Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубаи (ОАЭ). Государственные испытания продолжались до сентября 1993 года, после чего самолёт был принят на вооружение. После распада СССР производство было переведено в Улан-Уде (Бурятия).
15 августа
- 1910 год - Первый полет самолета «Россия-А» - первого отечественного самолета заводской постройки (завод товарищества С.С.Щетинина). Примечание: Первый типовой российский самолет, сконструированный русскими авиационными инженерами, назывался «Россия-А». Он был сделан в 1910 году на петербургском заводе «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания». Это были самолеты типа «биплан» с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. 15 августа 1910 года «Россия-А» прошла первые летные испытания на Гатчинском аэродроме под Петербургом;
- 1913 год - Самолет "Русский Витязь" установил мировой рекорд продолжительности полета с 7 пассажирами - 1 ч 54 м, И.И. Сикорский;
- 1914 год - Начались испытания самолета Пороховщикова"Би-Кок". С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л. Григорашвили удалось достичь максимальной скорости около 100 км/час. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими. До конца года велись переговоры с Военным ведомством об изготовлении небольшой серии "Би-Кок" на заводе Ф.Ф. Терещенко. Однако Пороховщиков желал строить свои самолет лично, в количестве, достаточном для вооружения одного авиаотряда, о чем уведомил в своем письме от 8 января 1915 г. Дальнейшие переговоры зашли в тупик и постройка военных "Двухвосток" Пороховщикова не состоялась;
- 1931 год - Два АНТ-9 выбросили в районе Красного Села под Ленинградом 19 парашютистов с целью захвата площадки для посадочного десанта. С парашютами приземлились также тяжелое вооружение, включавшее пулеметы, две динамореактивные (безоткатные) пушки, и боеприпасы. После того, как парашютисты заняли оборону, на площадку села эскадрилья бомбардировщиков ТБ-1;
- 1933 год - На дирижабле СССР-В2 совершен перелет по маршруту Москва - Ленинград продолжительностью 7 ч 30 м. 15-18 августа 1933 г. на СССР-В3 выполнили агитационный перелет Москва - Курск - Харьков - Славянск - Москва;
- 1934 год - В Комсомольске-на-Амуре образован авиазавод (ныне "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина"). Является одним из ведущих в мире производителей самолетов тактической авиации. За время существования на заводе выпущены тысячи боевых самолетов, составляющих основу Российских ВВС и ВВС 20 стран мира;
- 1935 год - Завершился полный цикл государственных испытаний МК-1 со штатным комплектом оборудования и вооружения. При наружной подвеске данные несколько снизились: максимальная скорость у поверхности воды составила 205 км/час, крейсерская 180 км/час, практический потолок 2250 м. Признавалось, что по своим мореходным качествам МК-1 обладает хорошими обводами и гидродинамикой, способен взлетать и садиться в открытом море при волне до 1,5 метров и ветре до 12 м/сек. Одновременно, показатели скорости, потолка и дальности полета (1330 км) не отвечают требованиям времени. Предлагалось продолжить улучшения самолета, для чего установить более мощные двигатели М-34 РН или М-34ФРН;
- 1939 год - В ЦАГИ введена в эксплуатацию аэродинамическая труба Т-101;
- 1945 год - В Таганроге начались заводские испытания ЛЛ-143, которые по предложению командующего авиацией ВМФ С.Ф. Жаворонкова совместили с государственными.Председателем государственной комиссии стал начальник 3-го ВМАУ ВВС ВМФ (Высшее морское авиационное училище Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота) полковник В.Ф. Злыгарев, Г.М. Бериев стал его заместителем. Летчиками-испытателями назначались подполковник Н.П. Котяков и майор Ф.С. Лещенко, ведущим инженером по испытаниям - А.С. Корытин;
- 1945 год - Ил-12 впервые поднялся в воздух. Начались заводские испытания, которые проводили летчики В.К.Коккинаки и К.К.Коккинаки. Однако очень быстро стало понятно, что недоведенные двигатели АЧ-31 делают проблематичным завершение создания Ил-12 в отведенные сроки. Повторялась прошлогодняя история с Ил-6, в судьбе которого самую негативную роль сыграли АЧ-30БФ. В сложившейся критической обстановке Ильюшин принял решение - заменить "сырые" дизели на хорошо отработанные во время войны двигатели воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Cамолет Ил-12 обладал высокой надежностью, большим ресурсом, простотой управления и пилотирования, на нем было установлено 12 мировых рекордов. Именно с Ил-12 начался экспорт советских самолетов за рубеж;
- 1946 год - Приказ МАП на основании постановления СМ СССР "О строительстве опытного корректировочно-разведывательного самолета и опытной серии геликоптеров." Согласно этим документам главному конструктору и директору завода №134 П.О.Сухому надлежало: «...спроектировать и построить опытный корректировочно-разведывательный самолет с двумя моторами АШ-83 с номинальной мощностью 1500 л.с. но высоте 5750 м…» (Су-12);
- 1950 года, начались Государственные испытания разведчика МиГ-15Рбис (СР). Располагаемые дальности полета были достаточны для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки объектов противника, что давало возможность использования СР в армейской и фронтовой разведывательной авиации в дневных условиях. Максимальный радиус действия одиночного самолета на режимах скоростной и максимальной дальности при полете на высоте 10000 м с учетом дальности полета при наборе высоты и при планировании, ведения в течении 10 минутного воздушного боя на номинальном режиме и 10% резерва топлива составили соответственно 366 и 414 км без ПТБ и 557 и 626 км с ПТБ;
- 1953 год - Постановление СМ СССР №2181-387 и приказ МАП №638 от 26 августа 1953 года поставило ОКБ-155 задачу по проектированию всепогодного перехватчика одновременно с разработкой фронтового истребителя и однодвигательного перехватчика для ПВО. Самолет требовалось предъявить на госиспытания уже в июле 1954-го. Разработку эскизного проекта истребителя перехватчика МиГ-19П завершили в декабре 1953 года;
- 1955 год - В ОКБ А.Н.Туполева началось проектирование самолёта «105» (в последствии Ту-22.);
- 1956 год - Постановление СМ СССР №1119-582 о разработке в ОКБ-49 эскизного проекта сверхзвукового дальнего морского бомбардировщика-разведчика СД МБР. В этот период Главный штаб ВВС определялся с возможностями и характеристиками перспективных самолетов, гидросамолетов, крылатых ракет и авиационных комплексов "носитель - самолет-снаряд", с целью выработки предложений по вооружению ВВС боевыми средствами большой дальности;
- 1959 год - Винтокрыл Ка-22 впервые летал без привязи. Летчик-испытатель Ефремов три раза поднимал его на 2 - 3 метра. Самое длительное висение продолжалось 1 минутку! Вот так по чуть-чуть "машины учатся летать";
- 1969 год - Установлен рекорд дальности полета на вертолете Ми-8 установила Инна Копец - 2232,2. Ми-8 - наиболее популярный вертолет ОКБ Миля. Скорость вертолета - 250 км/ч, масса 7-12 т, потолок 4500 м, дальность полета 500-890 км. С 1956 года было выпущено 8200 вертолетов одиннадцати модификаций;
- 1986 год - Взлетел четвертый серийный Ту-160 («изделие 70») (№2-02);
- 1994 год - Воссоздан научно-популярный журнал ВВС "Авиация-Космонавтика";
- 1995 - Первый полёт пассажирского многоцелевого транспортника Бе-32К. Самолёт Бе-32К стал модернизацией самолёта Бе-32 под канадские двигатели Pratt & Whitney РК6А 65В . Все работы по Бе-32 с ТВД-10 были прекращены. Новые двигатели обладали целым рядом преимуществ перед ТВД-10. Прежде всего, они имели высокий ресурс - 6000 ч, большую мощность - 1100 л.с., более низкий расход топлива и меньшую шумность;
- 2001 год - В Жуковском, во время проведения МАКС-2001, Генеральному конструктору был торжественно вручен Сертификат типа. На открытии выставки Бе-200 осмотрели Президент России В.В. Путин и министр обороны С.Б. Иванов, которые заинтересовались новинкой и перспективами её возможного применения. В демонстрационных полетах на МАКСе Бе-200 эффектно сбрасывал воду, окрашенную в цвета российского флага. Пилотировал машину экипаж в составе командира - К.В. Бабича, второго пилота - А.И. Костюка и штурмана - М.Г. Андреева. Самолет вернулся из Жуковского 20 августа, а уже 21-22 августа на нем совершил ознакомительные полеты с суши и воды Уильям Райс шеф-пилот и вице-президент американской авиакомпании "Либерти Эйрлайнз";
- 2004 год- 14-15 августа - Первое авиашоу исторических самолётов "Летающие легенды", Монино Московской области.
16 августа
- 1939 год - В НИИ ВВС завершились Государственные испытания самолета ММН 2М-105 (скоростной бомбардировщик разработки Архангельского) .Название самолета обозначало "малая модификация самолета "Н". Дело в том, что заводское обозначение самолета СБ было «Н».;
- 1960 год - Вышло Постановление Совета Министров СССР о создании системы дальней беспилотной разведки, получившей официальный шифр ДБР-1 "Ястреб" ("Ястреб-1") с беспилотным разведчиком "самолетом 123" (Ту-123). При проектировании нового комплекса максимально были использованы работы и практические заделы по "самолету 121". В тоже время разработчики новой беспилотной разведывательной системы столкнулись с целым рядом специфических проблем, значительно изменивших облик элементов исходного ударного комплекса: необходимо было разработать новую длиннофокусную аэрофотоаппаратуру, с высокой разрешающей способностью, позволяющей при полетах на рабочих высотах различать на полученных фотоснимках отдельные образцы боевой техники сухопутных войск;
- 1961 год - Совершил полет первый самолет Ту-128 второй серии (№ 0201), принявший участие в испытаниях в Жуковском;
- 1963 год - Начались государственные испытания постановщика помех Ту-22П. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолетов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолет мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн. Ту-22П комплектовались РЛС "Рубин-1А", предназначавшейся не только для бомбометания, но и позволявшей наблюдать за земными ориентирами и самолетами, находившимися на удалении, равном высоте полета постановщика помех, а при полете над водной поверхностью и малоориентирной местностью- до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63.
- Постановщик помех внешне отличался от бомбардировщиков и разведчиков обилием антенн на фюзеляже и крыле. После установки системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД;
- 1972 год - Приказ МАП о создании МиГ-25РД. МиГ-25РД (изд.99) - опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф-6, разрабатывавшимися для перехватчика Е-155МП (МиГ-31). Сборка завершилась в апреле 1976 года, в июне того же года самолет был перебазирован на ЛИС и проходил испытания до 1978 года. Были получены значительное повышение дальности полета на дозвуковых скоростях и увеличение скороподъемности. Отработанная на изд.99 новая силовая установка нашла применение на истребителях-перехватчиках МиГ-31, вследствие чего использование ее на самолетах типа МиГ-25 было признано нецелесообразным;
- 1983 год - Состоялся первый полет второго опытного образца В-80 (№ 800-02, борт 011), который предназначался для отработки систем авиационного оборудования и вооружения. На нем установили уже модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА. Впервые на вертолете были смонтированы прицельно-пилотажно-навигационный комплекс "Рубикон" и подвижная пушечная установка НППУ-80. В дальнейшем это Ка-50;
- 1988 год - Первый полёт высотного разведчика М-55 "Геофизика" ОКБ им. Мясищева; лётчик-испытатель Э.Н. Чельцов, Смоленский авиазавод;
- 1988 год - Впервые (во время воздушного праздника в Жуковском в День авиации) представлен самолетный командно-измерительный пункт (СКИП), он же самолет "976". Название объясняется тем, что образцы военной техники и вооружения у нас именуются "изделиями", а этот самолет получил обозначение "изделие 976". Эту машину иногда путают с самолетом А-50, потому что она тоже "с грибом": на ней установлен тот же радар кругового обзора "Шмель" с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По этой причине в ЛИИ самолет прозвали "поганкой".) Но если приглядеться, у этих двух машин больше различий, чем сходства - сравните с описанием А-50. которое пойдет следом. СКИП 976 конструктивно представляет собой гибрид Ил-7бМД и А-50. На нем установлены радиопрозрачные обтекатели для размещения многочисленных антенн. В районе 50-56 шпангоутов на двух пилонах установлен вращающийся модуль РФ-2 диаметром около 11 и высотой 1,5 м.;
- 1994 год - В Ростове впервые поднялся в воздух экспериментальный противопожарный вертолет Ми-26ТП. Он предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта;
- 1995 год - ОАО «Авиастар» выпущен первый магистральный пассажирский Ту-204-100 с двигателями ПС-90А;
- 1996 год - Состоялась выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А);
- 2013 год - В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта. Модернизированный Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии поднялся на высоту 9150 метров.
17 августа
- 1916 год - Первый полет первого серийного самолета «Лебедь-12» (№444) с двигателем мощностью 150 л. с., пилот Михайлов. Примечание: Самолет "Лебедь 12" начали строить в середине 1915 года, а 19 июня был получен заказ на 225 экземпляров. Самолет представлял собой видоизмененный "Альбатрос" с звездообразным двигателем "Сальмсон" 150 л.с. (единственный в России на тот момент изготовлявшийся сотнями экземпляров);
- 1935 год - Состоялся первый в стране полет на планере Г-9, поднятом в воздух с помощью аэростата ВР-29;
- 1938 год - Легкий транспортный самолет конструкции Рафаэлянца РАФ-11 2 МГ-31Ф был зарегистрирован как СССР-Л2481 и закреплен за авиазаводом No.241. Хотя первый экземпляр расценивался как перетяжеленный, в целом РАФ-11 считали неплохим самолетом, поэтому хотели его строить серийно на заводе No.241 в Быково;
- 1946 год – Первый полёт пассажирского самолёта Ил-18 с ПД АШ-73, экипаж: Владимир Константинович Коккинаки, Константин Константинович Коккинаки и Павел Константинович Коккинаки. Это был многоместный, дальний, четырёхмоторный авиалайнер с гермокабиной большого объёма. Спроектирован ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина и построен, после Второй мировой войны, в течение 1945 года. Новый самолёт должен был обеспечить перевозку 60—65 пассажиров на расстояние до 5000 км, с крейсерской скоростью 450 км/час и эксплуатироваться совместно с парком самолётов Ли-2 и Ил-12. Первоначально на самолёт планировалось установить четыре мощных авиационных дизеля АЧ-72 Алексея Дмитриевича Чаромского. Фактически, на самолёт были установлены двигатели АШ-73, без наддува. Хотя сам самолёт получился удачным, его двигатели — АШ-73TK, Аркадия Дмитриевича Швецова — ещё не были доведены, ввиду беспрецедентной сложности системы наддува и были недостаточно надёжными для использования в гражданской авиации. В итоге эти двигатели и были применены для бомбардировщика Ту-4, а работы по самолёту Ил-18 были временно приостановлены в 1948 году;
- 1961 год - Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке самолета Бе-12СК;
- 1975 год - Состоялся первый полёт вертолёта Ми-8МТ (Ми-17) - модернизация вертолёта Ми-8 под более мощные двигатели ТВ3-117МТ. Лётные испытания показали значительное улучшение лётно-технических характеристик, особенно потолка и скороподъёмности. На боковых фермах машины размещалось уже не по два, а по три балочных держателя. Принятый на вооружение вертолёт получил название Ми-8МТ и с 1977-го пошёл в серийное производство на Казанском вертолётном заводе;
- 1984 год - Первый полет опытного Су-25Т (Т-8М), пилот А.Н.Исаков;
- 1987 год - Первый полет прототипа палубного истребителя Т-10К-1 (Су-27К; Су-33), получившего бортовой № 37, пилот В.Г.Пугачев; Поначалу он имел нескладывающиеся крыло и оперение, заимствованные у серийного "сухопутного" Су-27. Ведущим инженером по испытаниям самолета был Г.Г.Смотрицкий;
- 1990 год - Первый полет первого серийного Ту-204 № 64003, постройки ульяновского завода ОАО «Авиастар»;
- 1999 год - Состоялся первый полет легкого многоцелевого вертолета "Ансат". Легкий многоцелевой вертолет АНСАТ грузоподъемностью 1 - 1.3 тонны максимальным взлетным весом 3.3 т и пассажировместимостью до 9 человек создан Конструкторским бюро АО КВЗ с привлечением других организаций и предприятий, традиционно занимающихся разработкой авиационной техники. Полет продолжался около 20 минут;
- 2006 год - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта дирижаблей – 8180 м, Станислав Владимирович Фёдоров на дирижабле Аи-35 «Полярный гусь».
18 августа - День воздушного Флота России (День авиации) (3-е воскресенье августа).
- 1910 год - Первый полет самолета "Фарман - IV" постройки завода «Дукс», пилот С.И. Уточкин;
- 1911 год - И.И.Сикорский получил пилотское свидетельство № 64. На своем самолете С-5 он пробыл в воздухе 36 мин 38 с, набрал высоту более 200 м, сделал пять "восьмерок". Российский императорский аэроклуб от имени ФАИ выдал Сикорскому пилотское свидетельство. Впервые имя Сикорского стало известно широкой публике. Успех пришел, после того как весной 1911 году был построен пятый самолет Сикорского С-5, который превосходил предшествующие по размерам, мощности и надежности силовой установки. На этом биплане Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже покатал пассажиров. Этот полет, который продолжался 36 мин 38 с, был запротоколирован спортивными комиссарами "ввиду того что он является первым русским рекордом продолжительности полета русского авиатора на аэроплане собственной конструкции". Впервые имя Сикорского стало известно широкой публике, впервые она обратила внимание на талантливого конструктора и смелого пилота и теперь уже не выпускала его из виду;
- 1933 год - Первое упоминание об авиационном празднике на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе, посвященному Дню Воздушного Флота СССР;
- 1934 год - Завершился перелет Москва - Иркутск - Москва на машинах АИР-6 завода №39;
- 1935 год - Состоялось первое празднование Дня Воздушного Флота СССР в Тушино (решение об этом было принято в апреле). В этот день на воздушном празднике за ТБ-1 одновременно буксировали 11 планеров. За 2 минуты из АНТ-14 и двух АНТ-9 выбросили 62 парашютиста. Летчик К.К.Попов продемонстрировал винтокрылый разведчик Камова А-7;
- 1936 год - Сформирована авиация Северного флота;
- 1937 год - Самолет К-12 раскрашенный под сказочную "Жар-птицу" был представлен на параде в честь праздника Военно-воздушных сил СССР, летчик Борисов. В это время К-12 проходил государственные испытания в НИИ ВВС;
- 1941 год - Летчик А.П.Деев провел заводские испытания Су-2 с мотором М-89. От серийного Су-2 самолет № 13016 отличался (помимо двигателя) легкосъемным коком по типу "мессершмитта" без храповика и полностью убираемой в походном положении в фюзеляж нижней установкой ЛУ. Первоначально машина имела верхнюю турель ТСС-1, но в процессе испытаний ее заменили на МВ-5. По отзыву летчика, по технике пилотирования самолет мало отличался от серийных, а максимальную скорость имел примерно на 50 км/ч больше на всех высотах. В одном из полетов Деев, выходя из грозового облака, на пикировании развил приборную скорость 565 км/ч - вибраций и деформаций в конструкции замечено не было;
- 1946 год - Первая публичная демонстрация на параде в Тушино самолетов истребителя Ла-120Р конструкции С.А. Лавочкина с ЖРД РД - ХЗ конструкции В.П. Глушко, вертолетов "Омега" и Г-3 конструкции И.П. Братухина, а также самолетов с ТРД МиГ-9 и Як-15;
- 1956 год - 1956 года, состоялась первая публичная демонстрация самолета Ан-8, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над Тушино совместно с другой новинкой советской авиатехники Ту-104;
- 1964 год - В День Воздушного Флота СССР, в торжественной обстановке состоялась передача машины Ан-22 №01-01 (СССР-46191) на летные испытания. Из сборочного цеха ее выкатывали без ОЧК, так как размах крыла почти на 20 м превышал проем ворот, а под переднюю опору шасси установили деревянные подкладки, чтобы опустить хвост - кили также не проходили в ворота. С этого момента новый ВТС получил обозначение Ан-22 "Антей". Так как винты АВ-90 были еще недостаточно испытаны, первый самолет оснастили двигателями НК-12МВ с винтами АВ-60;
- 1965 год - Состоялся первый полет вертолета Ка-26 созданного в ОКБ Н.И. Камова, пилоты В.В.Громов, В.Дордан. При проектировании Ка-26 была решена задача создания простого и легкого в управлении и пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичность;
- 1980 год - Начались Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (Су-15ТМ);
- 1989 год - Впервые на авиационном параде в Тушине приняли участие самолеты Су-27 и Су-28;
- 1991 год - В подмосковном Жуковском состоялась первая демонстрация Су-27К общественности на авиационном параде, посвященном Дню Воздушного Флота СССР. В.Г.Пугачев выполнил показательный пилотаж на самолете Т-10К-4 с бортовым № 59, продемонстрировав имитацию захода на посадку с выпущенным гаком;
- 1992 год - Первая демонстрация Ан-124-100 «Руслан», выпущенного ОАО «Авиастар» на авиасалоне в Фарнборо;
- 1994 год - Перелёт Жуковский – Комсомольск-на-Амуре, лётчик-испытатель А.Я. Квочур на Су-27, 6.400 км за 7 час. 16 мин. с одной дозаправкой в воздухе;
- 2003 год - Первый полёт дальнемагистрального самолёта Ту-204-300, экипаж С.В. Пронина;
- 2004 год - Прошла выкатка обновленного самолета Руслан Ан-124-100М-150. Модификация Ан-124-100М-150 предназначена, прежде всего, для гражданских перевозок, однако все Ан-124 принадлежащие российским авиакомпаниям числятся в резерве ВВС России.
19 августа
- 1828 год - В Москве на аэростате на высоту около 600 м поднялась первая русская воздухоплавательница Ильинская. Достигнув высоты около 600 метров, она приветствовала зрителей выстрелами из ракетницы. Газета «Московский вестник» сообщала, что воздухоплавательница была «совершенно простой, необразованною русскою мещанкой». Как пишет та же газета, Ильинская поднималась «в шаре, начиненном не газом, а простым дымом из аржаной соломы»;
- 1933 год - Прошел первый полет самолета К-7 К.А.Калинина, командир экипажа М.А.Снегирев; М. А. Снегирев совершил на К-7 подлет по прямой на высоте 5 метров в течение нескольких секунд. Подлет выявил новые неприятности - рули самолета начинали вибрировать с большой амплитудой (до одного метра). За несколько дней хвостовое оперение машины было изменено - оно стало бипланным, кили соединили дополнительной горизонтальной поверхностью - "стабилитроном". Серворули с вертикального оперения сняли, а на горизонтальном установили их вплотную к рулям;
- 1942 год - 1942 года, начались и завершились 1 сентября заводские испытания транспортного экземпляра самолета Як-6;
- 1958 год - Состоялся первый полет Ту-104 по трассе Москва-Дели;
- 1981 год - Первый полет летающей лаборатории «1А» (А-60) ТАНК им. Г.М.Бериева, экипаж Е.А.Лахмостова. Летающая лаборатория для испытания лазерного оружия. Работы на летающей лаборатории «1А2» (первый экземпляр самолета "1А" сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (ГК НИИ ВВС, Подмосковье) по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время;
- 1989 год - На воздушном параде в Жуковском испытатели Летно-исследовательского института и нескольких ОКБ продемонстрировали в полете возможности ряда самолетов, в числе которых был и Су-27;
- 1997 год - Открылся авиасалон МАКС-97 (г.Жуковский), состоялось участие самолетов ОКБ "Сухого" в авиашоу "МАКС-97": на земле - Су-33, Су-34, Су-37, Су-39; в воздухе - Су-33, Су-34, Су-37;
- 1999 год - Во время проведения 4-го международного авиакосмического салона МАКС-99, было установлено три мировых рекорда. Один из них зафиксирован следующим образом: полезную ракетно-бомбовую нагрузку весом 2,3 т. самолёт Су-34 поднял на высоту 16150 м. Ни один в мире реактивный самолёт со взлётной массой от 35 до 45 т. до этого не достигал такой высоты с указанной полезной нагрузкой. Рекордный полёт выполнили лётчик-испытатель 1 класса Соловьёв Игорь Евгеньевич и штурман-испытатель Владимир Георгиевич Шендрик. Рекорды были зафиксированы в классе реактивных самолётов взлётной массой 35-45 т.;
- 2003 год - 6-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2003, 19-24 августа, 700 тыс. посетителей;
- 2018 год - Первый полёт модернизированного вертолёта Ми-26Т2В, созданного для российских ВКС на предприятии «Роствертол». Модернизация значительно расширила возможности применения Ми-26. Машина оборудована интегрированным комплексом бортового оборудования НПК90−2В, который обеспечивает выполнение автоматического полёта по маршруту, выход в заранее заданную точку, заход на посадку, предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром. Комплекс обороны Ми-26Т2 обеспечивает защиту вертолёта от поражения атакующими ракетными комплексами противовоздушной обороны.
20 августа
- 1913 год - Командиром Петроградского порта приобретен "гидроаэроплан системы Сикорского С-15 с 125НР (125 л.с.) мотором "Аргус" стоимостью 14.000 р.", после чего самолет доставили в Гребной порт. Но летные испытания там не проводили, а в начале октября 1914 года С-15 отправили в Ревель (Таллин), где испытали, но признали несоответствующим предъявленным требованиям. Дальнейшая судьба С-15 неизвестна;
- 1927 год - Начало перелета Москва - Токио - Москва на самолете АНТ-3 «Наш ответ» летчика С.А.Шестакова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. Самолет спроектирован конструкторским коллективом А.Н. Туполева. Этот аппарат имел биплановую крыльевую коробку с двумя лонжеронами, шасси пирамидального типа с резиновой шнуровой амортизацией и фюзеляж почти треугольного сечения. По скорости и летным характеристикам он несколько уступал самолету Р-5.В 1927 году самолет был запущен в серийное производство. Длина самолета 9,9 м, взлетная масса 2090 м. Максимальная скорость 204 км/ч, потолок высоты 4920 м. Двигатель мощностью 450 л.с. Вооружение: три пулемета и бомбы;
- 1936 год - Первый полет пассажирского самолета АНТ-35 (ПС-35), экипаж М.М.Громова. Самолет развивал скорость до 400 км/ч, мог вместить 10 пассажиров при 2 членах экипажа. АНТ-35 строился малой серией, эксплуатировался в Аэрофлоте на линии Москва-Рига-Стокгольм, принимал участие в ВОВ;
- 1936 - На самолете ДБ-2 "дублер" с бомбовой нагрузкой 1000 кг под управлением лётчика-испытателя Алексеева Михаила Юлиановича совершён беспосадочный перелёт по маршруту Москва-Омск-Москва, 4955 км преодолено за 23 часа 20 мин;
- 1960 год - На озере Донузлав начались контрольные испытания серийного Бе-10, целью которых была проверка использования технологии защиты компрессора ТРД АЛ-7ПБ от коррозии при эксплуатации с гидроаэродромов с соленой водой и самой установки для впрыска защитной эмульсии в двигатели. Руководил бригадой (от ОКБ-49 Г.М.Бериева и ОКБ-45 В.Я.Климова) М.С.Суханов, его заместителем был И.Г.Попов, ведущим летчиком - Н.И.Сизов, штурманом - С.Мисюрин, бортрадистом - П.К.Иванов. Испытания дали положительный результат, и система была рекомендована для использования в эксплуатации;
- 1970 год - Первый полёт МиГ-23Б («23-41»), пилот П.М. Остапенко;
- 1975 год - Первый полет после заводских испытаний и испытаний по различным программам Ту-144 № 05-1 (бортовой № 77107). Он был представлен в 1977 году в качестве комплексного объекта на совместные государственные испытания. По результатам этих испытаний отмечалось, что летно-технические характеристики самолета, за исключением практической дальности полета с заданным числом пассажиров, взлетной массе, соответствуют заданным на Ту-144 требованиям (при испытаниях получили практическую дальность полета на сверхзвуке при взлетной массе 195 тонн при коммерческой нагрузке 15 тонн 3080 км, при 7 тоннах - 3600 км. Подчеркивалось, что дальность полета 4000-4500 км, при коммерческой нагрузке 14-15 тонн на Ту-144 с НК-144А не может быть реализована и отмечалось, что получение требуемой дальности возможно с двигателями РД-36-51А;
- 1989 год - В небе над тушинским аэродромом столицы москвичи наконец смогли увидеть то, о чем раньше сообщали лишь короткие телерепортажи из Ле Бурже. - истребители Су-27. Летчики ЛИИ А.В. Крутов и Е.М.Козлов продемонстрировали уникальные возможности нового истребителя, в частности - полет на минимальной скорости, когда пара Су-27 уверенно прошла в одном строю с вертолетом Ми-24 (командир экипажа – В. Лебеньков). Не обошлось и без нашумевшей "кобры" - ее с блеском выполнил летчик-испытатель "ОКБ Сухого" В.Г.Пугачев, повторивший в небе над Тушино свою парижскую программу;
- 2019 год - Первый полёт разведывательного БПЛА «Альтиус-У» разработки Казанского ОКБ имени Симонова. Полёт проходил в течение 32 минут на высоте до 800 метров. «Альтиус-У» классифицируется как тяжёлый беспилотный летательный аппарат. Его вес составляет пять тонн. Большую часть этого веса составляют двигатели и оборудование - корпус и крылья сделаны из облегчённых композитных материалов. Металлическими остались только моторамы. Размах крыла составляет 28,5 метров. В качестве двигателей используются два дизельных винтовых двигателя, с максимальной мощность до 500 лошадиных сил. На борту беспилотника установлена инновационная бесплатформенная инерциальная навигационная система СП-2, устройство которой позволяет усилить помехоустойчивость аппарата и снизить его заметность. Стоит отметить большую полезную нагрузку - «Альитус-У» способен перевозить до 1000 кг полезного груза.